Профилактика и коррекция детской агрессивности

Страница 1

Тема детской агрессивности не нова, ее разработкой занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, психологи, социологи и социальные педагоги.

Анализируя опыт зарубежных социально-педагогических и психологических служб, которые занимались помощью детям, имеющим склонность к проявлению агрессивности, мы обратили внимание, что в США в данном направлении применяются программы тренинговых упражнений, нацеленных на развитие социальных навыков и компетенций у детей младшего школьного возраста.

Наиболее интересный отечественный опыт в этой сфере представлен педагогами Красноярского Центра социального здоровья «Качинский», которые разработали комплексную социо-медико-психо-педагогическую программу профилактики детской агрессивности среди младших школьников.

Авторы программы подчеркивают необходимость комплексной работы в этой области по развитию социальной компетентности детей и выработке навыков самозащиты и предупреждения возникающих проблем.

На основании изученного опыта по профилактике детской агрессивности, нами была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, включающая в себя диагностические мероприятия и курс занятий.

Исследование проводилось на базе начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова в группе продленного дня. Для первичной диагностики и формирования малой группы для реализации программы нами были проведены некоторые методики, которые помогли выявить качественные характеристики личности свойственные агрессивным детям. Выбранные диагностики помогли установить уровень агрессивных детей, а так же меру представленности личностной агрессивности и конфликтности.

По итогам результатов, полученных с помощью основного блока диагностик, мы сформировали малую группу, и провели дополнительное (подтверждающее) исследование, которое позволило нам утверждать, что дети, склонные к агрессивности - слабо адаптированы, импульсивны, эмоционально незрелы, неспособны контролировать свои аффективные проявления, предпочитают демонстративные формы поведения. Так же таких детей можно охарактеризовать как вспыльчивых, нежелающих идти на компромисс в спорных и конфликтных ситуациях, подозрительных к окружающим людям, нетерпимых к мнению других.

Большинство детей, которые были отобраны для проведения коррекционно-развивающей программы, склонны проявлять как физическую агрессию, то есть использовать физическую силу при решении спорных вопросов с целью удовлетворения собственных потребностей, так и косвенную агрессию, привлекая людей со стороны для того, чтобы добиться желаемого.

После апробации коррекционной программы были проведены повторные замеры по ряду методик. Полученные данные дают основания говорить, что система разработанных мероприятий по профилактике детской агрессивности, способствовала развитию у участников занятий контроля над собственным поведением, формированию навыков рефлексирования ситуации межличностного общения, а так же на 14-20% помогла снизить уровень проявления различных видов агрессии, раздражительности, проявления негативизма, обиды, подозрительности.

Курс проведенных занятий, направленный на снижение агрессивности, привел к положительным изменениям: в области минимизировал вспыльчивость детей, их обидчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и недоверия к окружающим.

Рассматривая одну из самых ярких и неоднозначных проблем современной науки, детскую агрессивность, мы изучили передовой и классический опыт по профилактике данного явления, а так же познакомились с современными научными мнениями и позициями, по этой проблеме и направлениями ее профилактики в социальной педагогике.

Обобщая изученный материал по заявленной теме, мы провели анализ понятия «агрессивность» как социально-педагогического явления, и пришли к выводу, что наиболее структурированным и содержательно наполненным, можно считать определение Л.В. Мардахаева, который отмечает, агрессивность как устойчивую черту личности, проявляющуюся в деструктивном поведении, противоречащая нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

Рассмотрев различные взгляды на причины формирования детской агрессивности, мы обратили внимание, что наибольшее влияние на этот процесс, оказывает семейной и школьное воспитание, неблагоприятное общение с социальным окружением, а так же определяется социальными условиями современного общества.

Анализ диагностических мероприятий проведенных на базе начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова, позволил сделать вывод: дети, склонные к агрессивности - слабо адаптированы, импульсивны, эмоционально незрелы, неспособны контролировать свои аффективные проявления, предпочитают демонстративные формы поведения. Так же таких детей можно охарактеризовать как вспыльчивых, нежелающих идти на компромисс в спорных и конфликтных ситуациях, подозрительных к окружающим людям, нетерпимых к мнению других.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». ...

Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...

Игра – ведущий тип деятельности детей дошкольного возраста
Игра – это основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В ней дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями, осваивают правила человеческого общения. В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, раз ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru