Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными детьми

Новое о образовании » Социально-педагогический подход к профилактике детской агрессивности в младшем школьном возрасте » Модели деятельности российских и зарубежных социальных служб с агрессивными детьми

Страница 1

Проблема детской агрессивности имеет большую историю рассмотрения.

«Тренинг социальных умений или как научиться не создавать себе проблемы» применяется в США для работы с агрессивными детьми младшего школьного возраста.

После окончания тренинга исследователи наблюдали, как ведут себя бывшие участники во время отдыха и игр. Было зафиксировано заметное снижение уровня агрессивности и рост потребности в совместных действиях. Эти и аналогичные данные, полученные американскими ученными, позволяют сделать вывод, что привитие социальных умений детям младшего школьного возраста, может оказать весьма полезным - оно поможет им избегать опасных стычек с другими. Другие же способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у жестоких, склонных к проявлению агрессии детей, по мнению зарубежный исследователей, обычно основывается на следующей процедуре:

Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию детям, не имеющим базовых социальных навыков показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели. У участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного поведения.

Ролевые игры. Этот метод предлагает детям, склонным к проявлению агрессивности, представить себе ситуацию, когда требуется реализовать базовые социальные умения. Это дает возможность проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ними процедур.

Установка обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений с детьми устанавливается обратная связь, в виде реакции как правило, позитивных – на их поведение. Они поощряются за желательное и адекватное социальное поведение, и наоборот, положительное подкрепление отсутствует, если дети обращаются к неприемлемым моделям поведения.

Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальной жизненной ситуации.

В заключении тренинговой программы детям предлагается познакомиться с общими принципами, которые применимы в любой жизненной ситуации.

Отечественная социально-педагогическая наука так же имеет опыт помощи детям, склонным к проявлению агрессивности. Активная работа в этом направлении позволила сформулировать путь развития заявленного социального явления. Н.Д. Никандров, говорит, что в первые годы жизни ребенок целиком зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период больше чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявление агрессивности является одним из механизмов привлечения внимания и способов добиться желаемой цели. Поэтому агрессивные проявления видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах его досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего - либо неприятного, мешающего.

Многое зависит от реакции взрослых: они могут мгновенно выполнять все требования ребенка, а могут и не обращать на него внимание. Интересно, что обе эти дороги приводят к одному результату - ребенок вырастает агрессивным.

Первый вариант воспитания агрессивности: чрезмерно предупредительные родители. Постоянно добиваясь нужного результата с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения. При малейшем промедлении в выполнении его желания он начинает проявлять разного рода агрессивные формы поведения. Такое поведение сначала формируется дома, а затем переносится в общественную среду – детский сад, двор и.др. по мере взросления стереотип агрессивного поведения у такого ребенка перерастает в свойство личности. У взрослого человека, имеющего подобное воспитание, могут быть отражены эгоцентрические, истероидные и возбудимые черты.

Второй вариант воспитания агрессивности: родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно. Это рождает страх, влекущий за собой агрессию. Появление агрессивности в этом случае объясняется тем, что она приносит ребенку возможность какой – то эмоциональной разрядки и заставлять близких людей обратить на него внимание. Так же подобный тип воспитания может спровоцировать формирование у ребенка замкнутости, повышенной тревожности, безынициативности, готовности подчиниться всем и каждому.

Необходимо отметить, что независимо от варианта воспитания агрессивности, у ребенка хуже формируется самоконтроль, провоцируя определенный тип выстраивания социальных отношений.

Схема формирования слабого самоконтроля ребенка

Агрессивное поведение

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Ключевые элементы и задачи зачётных единиц совместимых с ECTS
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой: индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельно ...

Описание и интерпретация результатов экспериментального обучения
Так как дети 10-12-летнего возраста очень активны, любят двигаться, то приходится менять вид работы. Если заставить их, хотя бы по очереди, читать текст учебника в течение продолжительного отрезка времени, они начнут делать это механически, без интереса, или вообще, когда один ученик читает, другие ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru