Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте

Страница 6

У дошкольников с ОНР обнаружена продуктивность запоминания наглядного материала, в то же время отмечается снижение слухоречевой памяти, то есть уровень зрительной памяти несколько выше, чем уровень речевой памяти. Дети с ОНР заметно уступают своим нормально развивающимся сверстникам по всем показателям запоминания.

Ошибки дошкольников с ОНР выражаются в персеверациях слов; в наличии новых слов, близких по смыслу заданным; в пропуске сложных по слоговой структуре слов; а также слов, которые при перечислении находятся в середине ряда. Подобных ошибок у детей с нормальной речью не наблюдалось.

Зрительное и слуховое восприятие лежат в основе развития познавательной деятельности ребенка, играют огромную роль в обучении ребенка чтению, письму, грамоте, математике, рисованию, музыке. Слуховое восприятие у дошкольников с ОНР и их здоровых сверстников сохранно на все звуковые впечатления, кроме звуков человеческой речи. Именно эта специфическая невосприимчивость помешала детям с ОНР получить высокие результаты (оценки) при выполнении заданий (таб. 5).

Таблица 5

Суммарные результаты исследования запоминания зрительного

и словесного материала в констатирующем эксперименте

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Зрительная память

Дети с ОНР

55

33

12

Дети с N речью

100

Слухоречевая память

Дети с ОНР

21

50

29

Дети с N речью

80

20

Смысловая память

Дети с ОНР

70

19

11

Дети с N речью

100

Способность к различению цветов у детей с ОНР приближена к возрастной норме. Но при назывании цветов, дети часто путаются, ошибаются, а в некоторых случаях отказываются (назвать) обозначить словом цвет, а особенно оттенки основных цветов.

У детей 1-й группы подобные трудности можно связать с их малым речевым и чувственным опытом, с нарушениями внимания и памяти. У детей с речевой патологией 2-й группы, как правило, названные особенности связаны со сниженной работоспособностью, быстрым утомлением.

Сравнение зрительного восприятия у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием показало, что между ними выявляются существенные различия. Количественные соотношения зрительного восприятия сравниваемых групп представлены в табл. 6.

Результаты исследования восприятия пространства детей с ОНР сильно отличаются от результатов, полученных детьми с нормальной речью.

Таблица 6

Суммарные результаты исследований восприятия

(в % от общего числа заданий)

Название

пробы

Испытуемые

Оценка выполнения задания

без ошибок

с 1-ой ошибкой

с ошибками и помощью

выраженные ошибки

недоступно

Слуховое восприятие

Дети с ОНР

88

12

Дети с N речью

60

40

Цветоразличение

Дети с ОНР

12

52

36

Дети с N речью

90

10

Зрительное восприятие (анализ и систез)

Дети с ОНР

15

55

20

5

5

Дети с N речью

45

55

Восприятие пространства

Дети с ОНР

41

41

18

Дети с N речью

89

11

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Анализ форм и содержания проектной деятельности старших школьников в Интернет-фестивале
Используя классификацию Е.С. Полат, по доминирующему в проекте методу телекоммуникационный образовательный проект «Интернет–фестиваль «Умник» для старшеклассников относится к творческому типу, так как его структура постоянно развивается в соответствии с логикой и интересами участников проекта. По х ...

Методические основы формирования умения осуществлять самоконтроль учебной деятельности в системе Эльконина – Давыдова
Проблема о состоянии самоконтроля и его формировании у учащихся начальной школы различными авторами оцениваются по разному. М.Г.Трейтяк, Г.И.Пукина, В.О. Пунский – считают, что представление о самоконтроле и умение его выполнять (главным образом зрительно) имеются уже у учащихся первых, вторых клас ...

Дидактические карточки по теме «вещество»
вещество химический элемент 1. Химические явления – это . . . 2. Вещество – это . . . 3. Выпишите только химические явления из приведенного ниже списка: испарение воды, окисление меди, нагревание воды, горение топлива, плавление железа, гниение дров, ржавление железа. . . . Знаки химических элемент ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru