Таблица 1
Суммарные результаты исследований понятийного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Вербальное мышление |
Дети с ОНР |
— |
16 |
75 |
9 |
— |
Дети с N речью |
55 |
45 |
— |
— |
— | |
Сравнение |
Дети с ОНР |
— |
40 |
60 |
— |
— |
Дети с N речью |
80 |
20 |
— |
— |
— | |
Обобщение |
Дети с ОНР |
— |
70 |
30 |
— |
— |
Дети с N речью |
75 |
25 |
— |
— |
— | |
Классификация |
Дети с ОНР |
10 |
60 |
30 |
— |
— |
Дети с N речью |
90 |
10 |
— |
— |
— |
У 65-70 % детей сравниваемых групп отмечалось правильное выполнение большей части заданий, не требующих вербального выражения (субтест «Понимание сюжетных и последовательных картинок», субтест «Составление фигуры из палочек»). В большинстве случаев, дети с ОНР и здоровые дети самостоятельно находили средства коррекции и лишь иногда с помощью экспериментатора (10 %).
При исследование конструктивного мышления (субтест «Составление фигуры из палочек») оценка правильного выполнения задания у дошкольников с ОНР превышает среднюю возрастную норму (таб.2.).
Таблица 2
Суммарные результаты исследования конструктивного мышления
(в % от общего числа заданий)
Название пробы |
Испытуемые |
Оценка выполнения задания | ||||
без ошибок |
с 1-ой ошибкой |
с ошибками и помощью |
выраженные ошибки |
недоступно | ||
Сукцессивные и симутанные процессы |
Дети с ОНР |
61 |
29 |
10 |
— |
— |
Дети с N речью |
62 |
38 |
— |
— |
— | |
Конструктивное мышление |
Дети с ОНР |
81 |
19 |
— |
— |
— |
Дети с N речью |
74 |
26 |
— |
— |
— |
А. Н. Корнев рассматривает этот феномен как проявление гиперкомпенсации. По его мнению, такая зрелость конструктивного и образного мышления тем самым как бы уравновешивает неполноценность вербально - логического мышления и обеспечивает достаточно высокий уровень адаптационных возможностей.
Экспериментальное исследование мышления у детей с ОНР подтвердило литературные сведения о том, что по состоянию образного и понятийного мышления, результаты которого внешне выражаются в невербальной форме, дошкольники с ОНР, в целом, не отличаются от их сверстников с нормальной речью. Причинами, наблюдаемых особенностей мышления детей с ОНР являются недостаточность вербальных знаний и низкий уровень самоконтроля. Но, возможность выполнения мыслительных процессов у детей с ОНР, как правило, не нарушена и, при создании необходимых для познавательной деятельности условий, такие дети способны правильно и целенаправленно осуществлять решение проблемы.
Актуально о образовании:
Учебный план
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяется основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность ...
Методика формирования пространственного мышления учащихся
основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...
Социальный аспект формирования исследовательской компетенции
старшеклассников в обучении английскому языку
Вопрос о формировании исследовательских умений и навыков учащихся в России имеет давнюю историю. Еще в эпоху СССР во многих регионах страны начинали появляться малые академии наук и юношеские научно-технические общества, деятельность которых была направлена на работу с творчески одаренными школьник ...