Взаимоотношения между детьми и взрослыми сводятся к тому, что последние должны стремиться к воспроизведению детских художественных переживаний.
В противоположность М.М Монтессори, Д. Дьюи не разыгрывает во времени выполнение двух целей – обеспечение условий для биологического формирования и накопление социального опыта ребенка. Дьюи определяет цели обучения, исходя из четырех основных человеческих инстинктов. Один из них сформулирован как инстинкт художественного выражения. Предполагается такой путь художественного развития ребенка, который обуславливается практической деятельностью ребенка и его опытом. Опыт ребенка рассматривается как его личные переживания, деятельность его не организуется взрослым, а движется «собственным стремлением».
Среди западных деятелей педагогики и психологии есть и противники этих взглядов. В своей книге «От действия к мысли» французский ученый Анри Валлон подчеркивает, что «ребенка нельзя рассматривать отдельно от среды, в которой происходит его рост и которая окружает его с самого рождения. Мир, к которому ребенок должен приспосабливаться, с которым он сообразует свою деятельность и свои впечатления, не является своего рода миром в себе вечным и неизменным».
Итак, и в теории зарубежной педагогики вопрос о взаимодействии социальной среды и процесс биологического созревания ребенка для художественной деятельности ставится и решается по-разному: с позиции полного игнорирования социальной среды (Фрейд); путем установления такой последовательности задач, при которой все внимание обращается сначала на содействие биологическому развитию ребенка и потом только на подведение его к накоплению социального опыта (Монтессори); в основу воспитания ставится художественный опыт ребенка, но он по существу является продуктом личного переживания субъекта, а не результатом его встреч с внешней средой (Дьюи); процессу художественного развития ребенка дается биогенетическое толкование (Вейсмантель и др.). однако при внешнем разнообразии толкований у всех этих теорий одна идеалистическая методология. Эти теории противоречат законам художественного развития личности ребенка.
Вопросы музыкального воспитания и развития ребенка широко освещены в зарубежной литературе. Известные авторы охарактеризовали свои точки зрения на проблемы музыкального развития ребенка, исходя из различных философских и психологических концепций: прагматизма (Фостер Мак Мюррей), реалистической философии (Гарри С. Броуди), социологии (Джон Х. Мюллер), гештальтпсихологии (Луис П. Торп) и т.п. Ответная реакция ребенка на музыкальные произведения может быть рассмотрена в физическом (чувственном), эмоциональном и умственном аспекте.
Луис П. Торп, взяв за основу гештальтпсихологию, обосновывает характер руководства развитием музыкального восприятия ребенка. Гештальтпсихология легко и естественно соотносится с музыкальным воспитанием. Ведь её саамы главный принцип – целостность, динамичность психических процессов. Это соответствует природе музыки. Ее всегда воспринимают лишь целостно, все ее элементы зависят от целого. Л. Торп делает вывод: учить надо лишь целостным методом. Музыка должна восприниматься ребенком лишь в самой общей суммарной форме.
Музыкальность выражается в виде спонтанных проявлений каждого ребенка в меру его врожденных способностей. Роль взрослого – это осторожный советчик и наблюдатель детских самостоятельных проявлений.
Э. Виллемс (Франция) не считает возможным строить теорию музыкального воспитания в соответствии с положениями гештальтпсихологии. Выделение отдельных средств музыкальной выразительности не снижает эмоциональной реакции на музыку. В музыкальном восприятии важны и его целостность, и его дифферентность.
Развитие музыкальности, по Марселлу, происходит эволюционным путем. Наиболее важная и характерная его черта – преемственность, названная им «развивающейся линией». Существуют различные уровни развития музыкальности, позволяющие в разной степени, эмоционально отзываться на музыку и осознать её.
Все психические процессы, связанные с музыкой, остаются теми же на разных этапах развития в смысле их единой сущности. Марселл образно сопоставляет их с природными явлениями: «Дубовое дерево остается дубом от первого ростка желудя до его величественной зрелости». Он устанавливает единство двух понятий и терминов: роста и развития. Д. Марселл хороший знаток своего дела. Он утверждает, что внутренний свободный мир музыкальных переживаний ребенка является определяющим по отношению к музыке и, одновременно признает объективность ее эстетических качеств, ее общественное назначение.
Проблема взаимосвязи художественного, и в частности музыкального, воспитания и развития, решается в рассмотренных работах с позиций, которые не позволяют прийти к верному решению.
Актуально о образовании:
Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетарии
Учащиеся не всегда могут самостоятельно ознакомиться с различными небесными явлениями. Этому препятствует много причин: неблагоприятная погода, несовпадение времени явлений с днями наблюдений, неосуществимость наблюдений редких и медленно протекающих явлений, а также явлений, принципиально недоступ ...
Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято "Положение о начальных училищах", утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ ...
Психолого-педагогические основы методического решения,
проблемы формирования пространственного мышления учащихся основной школы
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев обоснованно считал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию – это такой подход к отдельным воспитат ...