Взаимосвязь музыкального воспитания и развития предполагает соотношение объективного, социального, общественной музыкальной среды с субъективным переживанием ребенка, приобщенного к музыке.
Важность изучения этой конкретной области подчеркивается тем, что именно музыкальные дарования проявляются ранее других, в яркой и якобы независимой форме у одних детей, в то время как у других – эти проявления очень скромны, робки, несовершенны. Поэтому подчас у педагогов возникают сомнения в целесообразности музыкального воспитания всех детей. Отстранив менее способного ребенка от активного общения с музыкой, лишают его источника одного из самых ярких переживаний, обогащающих жизнь.
Изучение взаимоотношений музыкального воспитания и развития строится на основе данных, полученных педагогикой и психологией. Важно уяснить методологические основы проблемы.
В настоящее время выявились особо резкие расхождения между материалистическим и идеалистическим подходом к её решению.
Советские психологи (А. Леонтьев, С. Рубинштейн, Б. Ананьев, В. Мясищев, Н. Левитов, А. Запорожец, Д. Эльконин, Н. Менчинская, А. Люблинская, Г. Костюк, Л. Занков и др.) показали ошибочность методологических позиций в решении этой проблемы у ряда зарубежных исследователей.
Сторонники одной из идеалистических теорий признают существование врожденных задатков. Внешние условия могут лишь способствовать развитию природных данных или тормозить их. По Торндайку, личность ребенка является «батареей генов», т.е. наделена неизменными задатками. По Штерну, периоды развития ребенка, согласно биогенетическому закону, сравниваются с изменением видов биологического мира: ребенок в первую половину года своего существования сопоставляется с миром млекопитающих, во вторую – с обезьянами, от года до 2 он находится в элементарном человеческом состоянии, а до 5 лет уподобляется представителям первобытных народов. Ребенок «приговорен» к определенным стадиям развития и лишь пассивно приспосабливается к среде. Таким образом, свершается механический перенос теории биологических эволюций в область науки о человеке, и эти положения кладутся в основу прагматической психологии.
В основе взглядов представителей другого направления лежит убежденность в том, что физическое и духовное развитие ребенка полностью детерминируется средой. Эта теория более прогрессивна. А. Леонтьев отмечает положительное значение взглядов Валлона (Франция), рассматривающего социальные условия не в отрыве от изучения природных особенностей ребенка, и подчеркивает также значение утверждения Мейерсона (Франция) о роли труда в психическом развитии индивида. Но и эта теория в её разных проявлениях все же одностороннее и неверно решает проблему взаимосвязи воспитания и развития.
По замечанию Д. Эльконина, обе теории рассматривают личность ребенка как пассивно формирующуюся. Только в одном случае источник его развития – врожденно-наследственные задатки, а в другом – социальное окружение.
Наконец, существует так называемая теория двух факторов. Представители этого направления утверждают, что развитие ребенка определяется двумя источниками одновременно: наличием природных данных и социальной средой.
Психолог - бихевиорист Торндайк (Америка), объединяя эти два фактора, отмечает, что в ребенке формируется воспитанием то, чем наделен он от природы. Но каков бы ни был источник развития ребенка – среда или наследственность, - они всегда предопределены.
В целом во многих зарубежных психологических школах обнаруживаются затруднения при решении вопроса взаимосвязей воспитания, обучения и развития.
Постановка проблемы развития в общей психологии, несомненно, повлияла на трактовку её в области теории эстетического воспитания.
В формировании буржуазной теории эстетического воспитания дошкольника значительную роль сыграла сначала система Фребеля, затем Монтессори. В настоящее время приобрели значение теории Фрейда и Дьюи.
По мнению итальянского педагога и врача Марии Монтессори, художественное развитие ребенка проходит под влиянием биологических и социальных факторов. Но эти два фактора влияют раздельно на ребенка, сначала проходит созревание биологических задатков в области сенсорики, столь важной для художественного развития.
По мнению австрийского ученого З. Фрейда, дети в дошкольном возрасте отличаются ярким расцветом дарования. Особое значение приобретают их игры – это основа дальнейшего формирования художественного творчества у взрослого: «…каждое играющее дитя ведет себя как поэт, когда он создает себе свой собственный мир, или, правильнее говоря, когда он окружающий его мир перестраивает по-новому, по своему вкусу».
Актуально о образовании:
Задачи фенологии
Сейчас детальное изучение конкретных объектов природы составляет задачу частной фенологии. Получение информации, дающей представление об особенностях сезонного развития природы в различных природных зонах и районах, составляет предмет общей фенологии. Мера времени в фенологии становится предметом с ...
Математическая регата
Математическая регата - увлекательное соревнование, которое может быть проведено не только во внеурочное время, но и во время уроков. Она проводится с целью активизации математических знаний учащихся и повышения интереса к предмету. В данном мероприятии представлены задания на различные темы, котор ...
Формирование познавательного интереса в обучении
Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия? ” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вклады ...