Современные технологии с точки зрения самостоятельной работы учащихся на уроках химии

Новое о образовании » Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся на уроках химии » Современные технологии с точки зрения самостоятельной работы учащихся на уроках химии

Учителей всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только конкретными знаниями, умениями и навыками, но и умением приобретать их самостоятельно?

В этой связи, преодолевая перегрузку детей, необходимо вести активный поиск технологий и методик, позволяющих усвоить главное на уроке. Внедрение в практику опорных сигналов, метода многократного повторения, разнообразных форм опроса, работы в парах и группах дало положительные результаты. Дети стали говорить на уроках, регулярно выполнять домашние задания, волноваться за результаты учебы, т.е. свои плоды принесло развивающее обучение.

«Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь», - говорили древние. Разбудить мысль учащегося, сделать его активным участником на всех этапах урока, вот, наверное, то главное, чем мы должны руководствоваться при обучении.

Хотелось бы остановиться на технологии педагогических мастерских.

Технология привлекает тем, что кроме решения большого круга учебных задач она имеет большой воспитательный потенциал. Следовательно, ее можно применять не только на уроках, но и во внеклассной работе.

Суть технологии заключается в создании психологического комфорта, обстановки добра, тепла и доверия на уроке. Применение элементов аутогенной тренировки позволяет учащимся расслабиться, почувствовать душевный комфорт. Основные принципы мастерской заключаются в том, что материал подается малыми дозами, а учитель и ученик едины и равны в поиске знаний. Пользуясь разнообразными педагогическими приемами, учитель будит мысли, чувства ученика. Итогом урока-мастерской являются творческие работы детей. Вообще данная технология во многом особенная. По предложению учителя возможен выход за рамки школьного учебника, используется вариативность в проверке знаний, присутствует ненавязчивость. Преимущество этой технологии еще и в том, что на уроке возникает потребность высказаться даже у самого замкнутого ученика. В мастерской мысли каждого ценны, важны, нужны, а вместе с тем составляют открытие. Обязательным элементом мастерских является осознание конфликта в самом себе и разрешение этого конфликта волевым усилием действия, преодоления. Здесь как бы снимается вопрос конкретного предметного знания, так как законом является синтез всех видов деятельности и обращения к возможностям интеллекта человека в целом. Жизнь мастерских побуждает к работе воображения, когда слово эмоционально окрашено, а значит, равно переживанию. В традиционной системе познания учитель принуждает, вынуждает, властвует над волей ребенка. В мастерской же ученик строит свой путь познания и проживает, «выращивает» свои знания. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод.

И самое принципиальное отличие мастерской от традиционного урока заключается в рефлексии. Это особый анализ своих достижений, работы, ощущений. При этом высказывается каждый участник мастерской, и на этом строится следующий этап работы, ведущий к постижению нового, другого знания.

Технология имеет четкий алгоритм, который легко прослеживается и выстраивается следующим образом:

индивидуальная работа – настройка, погружение в работу, работа с текстом, поиск вопросов, мыслей, ассоциаций;

определение пути поиска;

работа в парах по дополнению своих мыслей и идей в ходе общения с напарником, согласование позиций, первичная проверка на крепость своих аргументов и предположений, совместный поиск знаний;

создание общего проекта в группах (4 – 6 человек), его предъявление и доработка, обогащение новыми идеями, демонстрация знаний перед группой; разрыв противоречий;

«выращивание» новых знаний, обогащение опыта общения, ведения дискуссии;

индивидуальная работа – погружение в свои знания, чувства, переживания: рефлексия; обнаружение нового разрыва.

Технология необычная, на всех уроках применить ее невозможно, ведь на одних эмоциях химию не изучить. Но пусть в педагогической копилке будут такие яркие уроки, побуждающие к творчеству.


Актуально о образовании:

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми младшего школьного возраста, склонными к проявлению агрессивности
Разрабатывая коррекционно-развивающую программу для детей склонных к агрессивному поведению, мы обратили внимание на важность взаимодействия социального педагога с классным руководителем, преподавателями, работающими с данной категорией детей, а так же с родителями. Проводя работу в этом направлени ...

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями
Из гидрометеорологических явлений в программу школьного фенологического кружка необходимо включать лишь небольшое число легко поддающихся визуальному определению сезонных явлений. Дополнительно рекомендуется отмечать даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха в весеннее время чере ...

Проблемные ситуации: понятие и типы, способы и правила создания
Независимо выбора метода изложения материала и организации учебного процесса, в основе при проблемном обучении лежит последовательное и целенаправленное создание проблемных ситуаций, мобилизующих внимание и активность учащихся. Форма представления проблемных ситуаций аналогична применяющейся в трад ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru