Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром.
Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует:
0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения крика, что совпадает с развитием динамических изменений тонуса мышц тела.
1,5- 2,5 месяца жизни – специфические голосовые реакции в виде гуления, что совпадало с началом удержания головы вертикально.
На 5-м месяце жизни появлялись лепетные звуки одновременно с формированием функции сидения.
В возрасте 7 месяцев наблюдались также явления, когда дети в течение 2-4 минут повторяли один и тот же открытый слог.
К концу 12 –го месяца – началу 2- го года жизни у большинства детей появились первые слова, в это же время они обучились ходить, у них начинала развиваться манипулятивная деятельность рук. У 20% детей первые слова появились в возрасте 8-9 месяцев.
16-20 месяцев жизни – словарь пополнялся особенно эффективно.
18 - 22 месяца жизни – у большинства обследованных детей формировалась элементарная фразовая речь.
Таковы временные рамки появления речи ребенка. В литературе же отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.
По данным С.Н. Цейтлин рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мес. — 19 слов, в 1 г. 6 мес. — 22 слова, в 1 г. 9 мес. — 118 слов. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика).
Переход от доречевой стадии к первым словам — серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50—70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе.
Если до 1 г. 8 мес. активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6—7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным. С.Н. Цейтлин выделяет следующие основные группы слов, которые усваиваются в речи маленького ребенка первыми:
1. Окружающие ребенка лица (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля, девочка (разные способы языкового выражения), мальчик (разные способы языкового выражения) несколько собственных имен)
2. Птицы и животные (мяу, киса, ки, котя — кошка, ав-ав, гав-гав, ава, бака, баба-ка — собака, кукурику (ку-ку), тусек, пе-тусек — петух, куичка — курочка, кар-кар — ворона, иго-го, тпру — лошадь ква-ква (ка-ка), гуська — лягушка, га-га, гусь, гось — гусь му, каова — корова)
3. Природные явления (кап-кап — дождь, вода)
4. Игрушки (ляля — кукла, мячик)
5. Еда (ам-ам ням-ням — есть, пить, каша, суп, чай, молоко)
6. Сон (бай-бай, а-а — спать)
7. Движение, прогулка (топ-топ — ходить, тпруа — гулять)
8. Одежда, обувь (платье, тапки, ботинки, штаны, дырка, шапка)
9. Падение чего-нибудь (бах бам па упа — упасть)
10. Исчезновение чего-нибудь (тю-тю)
11. Место (там)
12. Оценки (большой маленький хороший плохой грязный красивый)
13.Транспорт (би-би — машина, автобус)
14. Купанье (купаться, мыло, вода)
15. Предметы в доме (тиси — часы, але — телефон сося — соска)
16. Естественные потребности
17. Состояния (бо-бо — больно)
18. Некоторые действия и намерения (дай, на, еще, тук-тук — стучать)
19. Согласие (да (с утвердительным кивком), нет, неа — отрицание)
20. Этикетные фразы (здравствуй, пока — до свиданья, спасибо)
21. Нельзя, осуждение за проступок (низя, азя (с жестом), ай-ай).
По данным А. Н. Гвоздева[8], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов, что совпадает с данными С.Н. Цейтлин, которая проанализировала состав лексикона ребенка полутора-двух лет и выяснила, что в нем преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных ничтожно мало. Ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. В первичной картине мира, которую отражает речь ребенка, присутствуют в первую очередь предметы и действия, что и создает предпосылки для формирования в дальнейшем категорий существительного и глагола. Все прочие части речи (прилагательные, наречия, числительные и т. п.) формируются на базе указанных категорий и в тесной связи с ними.
Актуально о образовании:
Функции и структура системы среднего образования в
РФ
Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правов ...
Взаимодействие телевидения и современной школы
Человек XXI века живет в медиа-пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Информационны ...
Анализ передового педагогического опыта по исследуемой теме
Главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности. Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более соверше ...