Значительна документация, характеризующая не только качественную, но и количественную сторону интересующих исследователя явлений. Цифровые данные, полученные при изучении массового опыта и специально организованной экспериментальной работы, играют очень большую роль. Они могут показать распространённость явления и подтвердить или опровергнуть сделанные предложения, дать возможность в конкретной форме выразить направление и темп развития интересующего исследователя объекта. Особенно убедительны эти данные, когда они сопровождаются качественным анализом, качественной характеристикой отражённых в цифрах явлений.
В педагогическом исследовании редко применяют графики, но там, где они используются, появляется возможность в наглядной и убедительной форме сообщить необходимые данные.
Велика роль различных видов документации, получаемой при использовании технических средств в процессе научного исследования:
· аудиозапись совершенно точно воспроизводит речь и тем самым даёт возможность тщательного анализа её содержания. Воспроизводя оттенки голоса говорящего, интонацию его речи, реплики окружающих, ответную реакцию на них выступающего, она позволяет анализировать не только содержание самой речи, но и отношение человека к тем идеям, которые он высказывает, а аудитории – к сказанному выступающим и к нему самому;
· с помощью фотографии фиксируется обстановка, в которой происходит изучаемое действие;
· видеодокументация отражает наблюдаемое явление в его целостном, нерасчленённом виде, как единый процесс, помогает устанавливать взаимозависимость различных частей, анализировать отдельные стороны изучаемого объекта, обстановку, в которой протекал наблюдаемый факт, содержание той деятельности, которой заняты ребята, формы и методы этой деятельности, отношение к ней школьников, роль учителя в её организации.
Таким образом, различные средства отображения, научная документация оказывают исследователю помощь в последующем осмыслении собранных фактов.
Логическое и динамическое развитие педагогического исследования считает необходимым реализацию следующих этапов педагогического исследования: постановочного (подготовительного), собственно-исследовательского, оформительско-внедренческого.
Подготовительный этап характеризуется следующими показателями:
1. Получение информации о функциональном описании объекта изучения.
2. Выявление противоречий между существующей педагогической практикой и потребностью узнать суть педагогического явления.
3. Формулирование научной проблемы.
4. Формулирование гипотезы разрешения противоречия между положениями об объекте изучения и задачей изучить суть данного объекта.
Основным результатом подготовительного этапа педагогического исследования является предположение исследования, представленное в качестве системы ведущих положений, истинность которых нуждается в изучении и подтверждении достоверности.
В процессе организации подготовительного этапа необходимо соблюдать логику его структурных компонентов, так как все они взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Проблема находит отражение в теме исследования, которая должна так или иначе отражать движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, содержать момент столкновения старого с новым. В свою очередь, выдвинутые проблемы и формулировки темы предполагают определение и обоснование актуальности исследования. Объект исследования обозначает область, избранную для изучения, а предмет – аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, с чем исследователь намеревается получить новое знание.
Актуально о образовании:
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов
В данной технологии предлагается введение двух стандартов: для обучения (уровень, который должна обеспечить школа интересующемуся, способному и трудолюбивому выпускнику) и стандарта обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый). Пространство между уровнями об ...
Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...
Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности у детей
младшего дошкольного возраста
педагог образовательный дошкольный самостоятельность Изучение проблемы самостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах. Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Ю.Н. Дм ...