Игра «Цветик – семицветик». Игра способствует развитию умения делать правильный выбор, сотрудничать с окружающими,
1. Для этой игры понадобится цветик – семицветик, который можно сделать по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались из цветка), а также красные и желтые фишки. Каждый, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание.
Рассказать о нем другим можно только тогда, когда лепесток облетит весь свет. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными:
Лети, лети, лепесток.
Через запад на восток.
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели.
Если загаданное желание связано с удовлетворением его личных потребностей – ребенок получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение – красную. Собрав в конце игры все фишки, можно определить уровень нравственного развития группы, но не стоит говорить об этом детям, так как в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры можно обсудить, какие желаний понравились всем детям и почему.
2. Один лепесток срывают двое детей. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.
Вторым этапом в работе по развитию коммуникативных способностей у детей является формирование умения организовать общение – «Я знаю»,
Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Действуя в соответствии с ними, младший школьник учится соотносить свои поступки с объективными требованиями, заключенными в них. а само правило служит ребенку ориентиром в выборе определенных действий или оценке поведения сверстников.
Как показывают психолого-педагогические исследования, ознакомление с правилами служит средством формирования послушания и дисциплинированности, доброжелательных отношений со сверстниками, культуры поведения и общения. В то же время на практике обнаруживается, что нередко имеет место расхождение знаний детей и их реального поведения, что свидетельствует о формальном их усвоении. В связи с этим актуально поставить вопрос о воспитании осознанного отношения к правилам поведения, которое, на наш взгляд, должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:
знание правил;
понимание их справедливости, осознание нравственной ценности и личностной значимости для себя и для окружающих.
соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведении.
Изучая особенности понимания детьми смысла и личностной значимости правил поведения, мы отметили, что необходимость выполнения правил они в основном связывают с личностью и авторитетом взрослого, боясь наказания или порицания с его стороны, причем ориентируются и своем поведении в большинстве на правила-ограничители (например, нельзя шуметь, бегать в группе.). Все это приводит к тому, что дети, овладевая разнообразны ми правилами, не осознают их смысла и справедливости, что влечет в дальнейшем к разрыву их нравственных представлений и реального поведения. Поэтому учитель и работе с детьми должен опираться прежде всего на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, используя разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта. Это можно реально осуществить во внеурочной деятельности. Важно в ходе бесед обращать особое внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих.
Интересными для работы будут такие художественные произведения. Например, фрагмент беседы по рассказ В. Осеевой «Строитель»:
Учитель. Как поступили ребята?
Юля К. Отвратительно, они очень обидели мальчика.
Стасик К. Они сделали зло, разрушили постройку ногами, да еще и смеялись.
Поддерживая ответы детей, осуждающих поведение старших ребят по отношению к мальчику, учитель акцентирует их внимание и на эмоциональном самочувствии ребенка, которого обидели.
Актуально о образовании:
Связь и различие эстетического и художественного воспитания и
образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...
Наблюдения за грибами
Плодоношение съедобных грибов наблюдается в определенной последовательности. Одни виды появляются весной, другие - летом, третьи - только в конце лета - начале осени. Для образования плодовых тел разных видов грибов необходимы оптимальная температура и влажность лесной подстилки и верхних слоев поч ...
Методы развития познавательного интереса
Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются формирования готовности восприятия учебного материала; выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета; стимулирование занимательным содержанием. Формирован ...