3. Рабочая программа углубленного курса русского языка на основе программы Разумовской М. М. (8 класс). Составлена на основе учебника русский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений Разумовской М.М. и др. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Планирование по стилистике: предусмотрен один урок по развитию речи на тему «Стили языка» в рамках повторения пройденного в 7 классе.
4. Программа по русскому языку Н.М. Шанского. Тематическое планирование по стилистике строится на основе учебника по русскому языку для 8 класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др.
По стилистике предусмотрено несколько уроков на первой учебной неделе. Зато отмечается, что данные темы выносятся на ЕГЭ и идет работа над ними в рамках соответствующих заданий.
|
Учебная неделя |
Тема урока |
ЕГЭ 11 |
|
1 |
1. Функции русского языка в современном мире. 2. Стили речи. 3. Типы речи. |
А-28, А-29, А-30, В-7; В-8 |
6. Николина А., Мишина К. И., Федорова В.А. в «Методических рекомендациях к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений» также предусматривают систему занятий по стилистике
Строение текста. Стили речи - 6 часов. В результате:
- учащиеся должны знать, что такое текст, его основные признаки; функционально-смысловые типы речи; основные средства связи предложений
- уметь относить текст к тому или иному стилю, опираясь на его признаки; разграничивать в тексте цепную и параллельную связь предложений; конструировать тексты заданного стиля и типа речи, составлять план текста и подбирать к тексту заголовок
- уметь находить языковые средства, соответствующие стилю текста, определять тип речи, конструировать текст данного стиля и типа речи.
По замыслу авторов, на работу по развитию связной речи учащихся 8 класса выделяется немного времени — всего 20 ч. Поэтому если эти специальные уроки не будут постоянно поддерживаться систематическими обращениями к речеведческим понятиям на уроках синтаксиса, то вряд ли учитель сможет добиться заметных успехов в речевой подготовке своих учеников. Именно этим объясняются многочисленные задания по развитию речи, сопровождающие упражнения по анализу синтаксических единиц и явлений. В предшествующем, 7 классе учащиеся уже получили представление о текстах публицистического стиля, они должны были научиться адекватно их воспринимать и самостоятельно создавать небольшие тексты на доступную им тему. Школьникам уже достаточно хорошо знакомы типы речи (повествование, описание, рассуждение). В курсе 7 класса они создавали подробные и сжатые тексты повествовательного характера с элементами описания. Им приходилось описывать человека, процессы труда, писать рассказы на предложенные сюжеты. Писали они и сочинения-рассуждения, в которых должны были рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Главная задача работы по развитию речи учащихся 8 класса — это научить их анализировать и продуцировать целые тексты, опираясь при этом на уже известные им понятия о стилях и типах речи, средствах связи предложений в тексте, правилах построения и организации абзацев в тексте.
Основными направлениями в работе по развитию речи восьмиклассников являются: а) речеведческий анализ целого текста как образцового (учащиеся должны уметь: определять и указывать типы речи, выделять, какой из них ведущий, каково назначение других фрагментов; выделять тему текста, формулировать основную его мысль, выделять микротемы, составлять план текста; определять принадлежность текста к определенному стилю речи, характеризовать языковые средства, используемые в тексте; определять основные способы связи предложений в тексте); б) развитие письменной речи учащихся на основе продуцирования текстов.
Работа по развитию речи начинается с повторения.
В разделе «Повторение» учителю предлагается повторить с учащимися основные речеведческие понятия: учащиеся должны вспомнить функциональные стили и обратить внимание на языковые средства, характерные для каждого стиля.
Следующая тема тесно связана с предыдущей: учащимся предлагается теперь самостоятельно написать сочинение, например, о памятнике культуры или истории своей местности, используя публицистический стиль.
Преимущественное внимание к этому стилю в 8 классе объясняется авторами методических рекомендаций тем, что знакомство с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического текста имеет практическое значение как для школы, так и для дальнейшей (уже взрослой) жизни учащегося, который, окончив школу и начав самостоятельную деятельность, должен уметь воспринимать материал, предлагаемый средствами массовой информации, ориентироваться в нем, а при необходимости и самостоятельно создавать высказывания публицистического стиля.
Актуально о образовании:
Понятие интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
В анализе мышления трудно обойтись без понятий "интеллект" и "интеллектуальные способности". Словом "интеллект" (от лат. intellectus — понимание, познание) обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей. Существуют различные толкования этого понят ...
Значение «Основ химии»
Университет был центром жизни Д. И. Менделеева, местом, где он передавал слушателям свои неисчерпаемые знания. Целые поколения химиков являются учениками Д. И. Менделеева — не только те, кто слушал его лекции непосредственно в стенах университета и в других высших учебных заведениях, а и все те, кт ...
Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного
возраста
«Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста». В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей - от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставл ...