Сущность понятия «народные промыслы»

Страница 1

Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети знакомы с хохломской им гжельской посудой, жостовскими подносами, дымсковской и филимоновской игрушкой, семеновскими матрёшками, городецкими досками. Разумеется, хорошо, что они знают об этих ремеслах, умеют их различать. Но к этому нельзя свести всю сложную и глубокую проблему народной культуры. Её следует представлять по-другому, начиная с того, что в ней является самым главным.

Основа любой народной культуры – мировоззрение народа, его представления об устройстве мироздания. Всякая национальная эстетика отражает прежде всего именно эти представления, и её изучения не может быть сведено лишь к поверхностному анализу декоративно-художественных приёмов. Нужно вырабатывать у детей правильные ориентиры, поскольку информация по данной проблеме бывает разного качества.

Часто в популярной литературе можно встретить рассуждения о том, что существование народного искусства объясняется стремлением народа к украшению жизни. Это якобы и побуждало его украшать избу резьбой, одежду – вышивкой и т.д. Действительно, стремление к красоте хорошо заметно в любом произведении народного искусства.

Однако первопричиной его возникновения является понимание магического смысла вещей и их связи с человеком.

Каждая вещь, по-видимому, помимо своей основной функции выполняла и роль оберега, притягивая защитные силы добра и отгоняя всё тёмное. Для этого её следовало соответствующим образом подготовить – сообщить ей необходимую силу. Такая сила могла быть придана особым словом или каким-либо знаком: рисунком, жестом и пр.

Надо полагать, что в те времена, в которых зарождались и развивались народные промыслы, человек вообще едва ли рискнул пользоваться не украшенным (т.е. незащищенным) предметом. Скажем, выткать полотно и сшить рубаху непросто; однако украшать её вышивкой зачастую приходилось гораздо дольше.

Очень показательным является факт использования таких украшений, как всевозможные ожерелья, подвески, серьги и т.п. Такие вещи вообще лишены сколько-нибудь заметной «полезной» функции. Но на их изготовление, как правило затрачивались значительные силы и средства. И это вновь убеждает, что едва ли люди по всему земному шару и во все исторические периоды могли так упорно тратить время на бесполезное дело; украшения в их жизни носили охранительный характер и были магическими. Именно этим обусловлен знаковый строй любого национального орнамента. Чтобы украшение могло выполнять свою магическую функцию, в него включались определённые символы. Прежде всего это знаки Солнца, воды, Земли, хлебных зерён; женские фигуры.

Одним из распространенных и важных символов является солнце. При всём многообразии принятых для него обозначений они, тем не менее, отличаются единством: как правило, это круг, крест и их различные сочетания.

Согласно представлениям древних, мир существует взаимодействию трёх основных уровней: верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного, подводного). Эти представления можно найти в общем устройстве быта и в отдельных вещах.

Например, в оформлении русского женского костюма выделяют три яруса. Его верхняя часть – головной убор – символизирует небесную сферу. Одежда щедро отделывалась вышивкой, в которой по традиции на строго определённых местах располагались соответствующие знаки. В самом низу, по подолу, обычно шли элементы, символизирующие Землю, чаще всего знаки распаханного поля (ромбы и точки). В следующем ряду могло быть изображение древа жизни или женская фигура – богиня плодородия с воздетыми к небу руками, по бокам их располагались изображения или магических животных.

Не случайным был и выбор цветовых сочетаний. Чаще всего исполнялась красная вышивка по белому полю; при этом красный цвет символизировал мужское начало, а белый – женское.

Женщина как символ плодородия – также один из значительных мотивов в искусстве самых разных народов.

В русской культуре образ женщины представлен глиняными «бабами», расписанными в строгом соответствии с традицией. Глиняная баба с воздетыми к небу руками и птицами (такие встречаются и в вышивке) символизирует моление «матери сырой земли» о великих лучах солнца, о свете и тепле, необходимых для её плодородия.

Как видим, в народном искусстве отражено понимание сложнейших взаимосвязей жизни, а вовсе не абстрактные художественно-декоративные вкуса народа.

Русское народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычно, разнообразно. Декоративно-прикладное искусство включает в себя резьбу и роспись по дереву, художественную керамику, резьбу по кости, художественную обработку камня и металла, лаковую живопись, вышивку, кружевоплетение и многое другое.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Работа с учителями в рамках методобъединения
Следующее направление в работе классного руководителя – это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей. Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитател ...

Общие сведения о понятии «инженер» в США
Однако чтобы стать инженером в США и тем более успешно работать им успешно, необходимо сначала пройти специальное образование. Чтобы начать карьеру, американскому инженеру необходимо получить степень бакалавра в области инженерных или естественнонаучных дисциплин. Этого вполне достаточно для того, ...

Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru