В) систематическое проведение химических диктантов, включающих задания на декодирование предъявляемых учащимся моделей химических объектов.
3. Организация исследовательской деятельности учащихся на основе химического эксперимента.
Многие традиционно выполняющиеся лабораторные и демонстрационные опыты в методической программе развития мотивации должны быть преобразованы в исследовательские, т.е. предполагающие специальную организацию деятельности учащихся по определению цели опытно-экспериментальной работы, планированию ее состава и прогнозированию ожидаемого результата. Только в этом случае все действия учащихся будут осмысленны и личностно значимы, а не просто репродуктивны.
Пример 2:
Тема урока: «Чистые вещества и смеси»
На данном уроке обычно выполняются лабораторные опыты приготовления смеси из порошков железа и серы и сравнительного изучения свойств смеси и смешиваемых веществ.
Предлагаем следующую их интерпретацию. Задание учащимся к выполнению опыта: «В вашем распоряжении имеются: вода, порошки железа и серы, химический стакан, магнит, лист бумаги и шпатели. Подумайте, посредством каких простейших опытов можно найти ответ на вопрос: изменяются ли свойства веществ после их смешивания? Предложите план действий, которые приведут к нахождению ответа».
Организуя таким образом исследовательскую деятельность учащихся, мы способствуем развитию их познавательного интереса, а также, что особенно важно, достижению поставленной нами цели – получению химических знаний и умений и применению их на практике.
4. Применение сформированных предметных знаний для объяснения явлений окружающей жизни важно по многим причинам. Оно может быть организовано разными способами: от простейшего включения в содержание уроков соответствующих вопросов для учащихся и творческих домашних заданий до организации обсуждения широких комплексных проблем.
Пример 3:
Приведем примеры вопросов:
· Почему нарезанное на дольки яблоко быстро темнеет на воздухе?
· Какие продукты следует включить в рацион больного, если вследствие болезни произошло резкое снижение содержания гемоглобина в крови?
· Пользуясь спиртовым раствором йода, вы посадили пятно на одежду. Как избавиться от него химическим способом? Можете ли вы предложить конкретные вещества для обесцвечивания пятна? Использование каких из них возможно в домашних условиях?
Пример 4:
Приведем пример творческого домашнего задания, предполагающего организацию самостоятельной работы учащихся 8-ых классов с последующим обсуждением полученных результатов на уроке химии.
1) По дороге домой пронаблюдайте результаты химических явлений в живой и неживой природе. Возможно вам удастся наблюдать явления в процессе их протекания. Вечером напишите маленькое сочинение на тему: «Химические явления за окном».
Систематическое обращение к подобным заданиям и вопросам позволяет развивать у учащихся понимание того, что с химическими проблемами мы сталкиваемся постоянно. Более того, современная жизнь требует от каждого определенной культуры потребления, а также знания простых, но весьма важных вещей (именно поэтому при обучении детей с плоховыраженными познавательными потребностями такие задания наиболее эффективны).
Необходимо знать, что:
А) длительное использование пластмассовой посуды вредно для здоровья;
Б) применение некачественной косметики опасно;
В) использование хлорофоса для опрыскивания ягодных кустарников или сухой мочевины для подкормки клубники, особенно в засушливую погоду (в последнем случае могут образоваться цианиды), может явиться причиной серьезного отравления;
Г) нахождение в закрытом гараже при работающем двигателе автомобиля чревато опасностью отравления угарным газом и т.д.
Еще раз подчеркнем: обращение к жизненному контексту применения предметных знаний должно быть систематическим, а также сочетаться с не столь частными, но более подробными обсуждениями отдельных комплексных проблем на основе реализации внутри и межпредметных связей. Последнее должно обеспечивать не только понимание значимости основ приобретаемых знаний для каждого человека, но и формировать личностную, гражданскую позицию.
Актуально о образовании:
Условия эффективной организации художественно-творческой деятельности
Определение условий эффективной организации художественно-творческой деятельности детей относится к числу проблем, постоянно вызывающих интерес исследователей и поэтому довольно часто рассматривается в специальной литературе. Само понятие «условия» определяется как «обстоятельство, от которого что- ...
Дидактические игры детей средней возрастной группы
В этих играх дети упражняются в определении с помощью слуха, зрения, осязания свойств предметов, учатся сравнивать их по внешним признакам, группировать предметы (посуда: чайная, столовая, кухонная; обувь: летняя и зимняя; одежда: белье, платья, пальто, шуба; головные уборы: шапка, панама, кепка). ...
Методы
обучения самостоятельной работе учащихся на уроке
Учащиеся окружающий их объективный мир не исследуют, а лишь изучают на основе уже имеющихся в их распоряжении научных данных – изучают в систематизированном и обобщенном виде. Учащиеся непосредственно соприкасаются далеко не со всеми изучаемыми ими веществами и явлениями, а лишь с теми, которые их ...