Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Новое о образовании » Художественное развитие личности в системе культуры: филогенетический и онтогенетический аспекты » Подсистема художественного воспитания и образования в системе общего образования на современном этапе развития куль туры

Страница 2

Мир целостен во всех его формах и аспектах. Возможность восприятия и осознания человеком целостности мира детерминирована структурой его мозга - функциональной организацией коры больших полушарий. Возможна аналогия с интерпретацией художественного текста, например музыкального, которая "предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к

ней отношение". В процессе профессиональной художественной деятельности происходит настолько тесное взаимодействие двух полушарий, что правое полушарие в высокой степени овладевает стратегиями, свойственными левому и наоборот. Целостность восприятия обусловленная активизацией обеих полушарий головного мозга, характерна не только для людей искусства в процессе их художественного творчества, но и для читателя-зрителя-слушателя в процессе общения с предметами художественного творчества. Соответственно, формирование и развитие целостной личности наиболее органично в ее художественной деятельности.

К художественной деятельности, как механизму культурного наследования не заданного генетически ребенка необходимо целенаправленно приобщать, воспитывая в нем потребность общения с искусством.

В современной школе художественное воспитание и образование эпизодично, фрагментарно, случайно. Именно поэтому предметы художественного цикла с легкостью "исчезают" из учебного плана. В последнее время в работах философов, психологов, педагогов отечественная школа культуры индустриального общества определяется как знаниецентристская. Вся система организации деятельности в такой школе направлена на достижение одной цели: дать учащимся "крепкие знания". Общение учащихся друг с другом при такой организации внутреннего пространства практически невозможно. Поэтому, форма изложения учебного материала учителем, и ответов учениками – монологична, а она, как было сказано ранее, не прибавляет качественных знаний.

Вне учебного плана общеобразовательной школы остаются архитектура, театр, танец - древнейшие виды искусства - и кино, ТУ, дизайн - виды искусства, возникшие и развивающиеся в XX столетии и повсеместно входящие в жизнь современного человека. А между тем, как показали социологические исследования, "отсутствие даже одного вида искусства в кругу интересов людей отрицательно сказывается на формировании их художественного вкуса, и вообще с уменьшением числа искусств, осваиваемых людьми, ухудшаются показатели художественного вкуса, являющегося .одной из важнейших характеристик художественного развития личности".

В современном преподавании предметов художественного цикла не учитываются и сензитивные периоды развития психики ребенка, влияющие на восприятие того или иного вида искусства. Традиционное художественное образование, осуществляемое в детских художественных учебных, предназначено, в основном, для подготовки учащихся к будущей профессиональной деятельности. Поэтому в таких школах естественна узкая специализация, т.е. ребенок, овладевает каким-либо одним видом искусства и, зачастую, обучение художественному ремеслу становится определяющим и отодвигает проблему художественного воспитания.

Целью художественного воспитания и образования в школе является создание условий для формирования и развития художественно-творческих способностей каждого школьника, воспитание человека, любящего и понимающего искусство, обладающего развитым художественным вкусом, а значит адекватно воспринимающего замыслы творцов искусства, обретающего в постижении художественных произведений ценностные смыслы и, в конечном итоге, испытывающего постоянную потребность в общении с искусством. Необходимо учитывать и следующий факт: художественное воспитание и образование имеет пролонгированное воздействие на личность.

Как известно, система искусств расчленяется на три группы: пространственные, временные и пространственно-временные. Реальная жизнь человека протекает в жестко ограниченном пространственно-временном измерении. Только искусство дает возможность расширить до бесконечности эти границы реальности, а его способность отделить пространство от времени позволяет ощутить движение вне пространственного «чистого» времени в музыке и искусстве слова, и пережить пребывание в «чистом» пространстве, где не властно время и "останавливается мгновение".

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Методика формирования пространственного мышления учащихся основной школы при изучении элементов геометрии
Известно, что геометрия как наука, первоосновы которой излагаются в школе, имеет своим предметом изучение пространственных форм и отношений реального мира. Научное познание этих форм и отношений возможно при наличии у человека развитого мышления и воображения. Такие качества приобретаются жизненным ...

Внеклассные мероприятия по химии как фактор развития самостоятельности
Одним из главных требований в преподавании химии являются твердые знания по основному предмету. Каждый учитель должен уметь ориентироваться в приоритетных направлениях своей деятельности, анализировать информацию и принимать правильные решения. Он должен заложить твердые разносторонние знания, фунд ...

Особенности воспитательного процесса
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управля ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru