Таким образом, в России вплоть до XVIII в. натуралистическое просвещение основывалось на устаревших средневековых и древних источниках.
И вместе с тем уже в XVII в. начинают проявляться изменения в общественно-экономическом развитии. Преобразования возникли не случайно, они были подготовлены всем ходом исторического развития России. Петровские реформы были предопределены. Петр I двинул эти преобразования последовательно и энергично. Государство испытало острую потребность в грамотных специалистах. В конце XVII - начале XVIII в. создаются первые светские школы, давшие начальные практические знания, необходимые в обстановке реформ. Помимо обучению грамоте и счету, школьники получали сведения и по естествознанию, что обеспечивало профессиональную подготовку, необходимую для геологических изысканий, исследования недр, организации различных промышленных производств.
В 1724 году Петр основал Петербургскую Академию наук. К концу XVIII века ее академиками было сделано много крупных естественнонаучных открытий. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) - первый российский ученый - естествоиспытатель мирового значения; С.П. Крашенинников (1711 - 1755) - ученый-натуралист, подробно описавший природу и жителей Камчатки; И.Г. Гмелин (1709 - 1755) - путешественник и натуралист, автор трехтомного труда "Флора Сибири"; Г.В. Стеллер (1709 - 1746) - естествоиспытатель и путешественник, описавший едва ли не последний экземпляр морского животного - стеллерову корову; И.И. Лепехин (1740 - 1782) - путешественник и ученый-натуралист, первым давшим научное описание чернозема; П.С. Паллас (1741 - 1811) - естествоиспытатель и автор первой сводки по позвоночным в России; В.Ф. Зуев (1754 - 1794) - естествоиспытатель и автор первого русского учебника по естествознанию "Начертание естественной истории" (1786), основанного на материалистическом толковании природных явлений. Экспериментальные исследования, путешествия русских ученых открыли для науки и практики животный и растительный мир, учеными были созданы научные труды о почвах, рельефе и климате, недрах нашей страны. Эти естественнонаучные открытия нашли отражения в содержании школьного обучения.
Зарождение школьного естественнонаучного образования совпало со временем подъема экономической и социально-политической жизни России конца XVIII века. В условиях роста производительных сил, возрастания потребностей развивающегося государства росли и требования к системе образования. В условиях наметившегося подъема сельского хозяйства, промышленности, развития естественных и военных наук появилась острая необходимость в кадрах, грамотных людях, способных применить приобретенные знания в практической жизни. Воспитание и подготовка таких людей становится главной целью педагогической деятельности. В этой связи правительство предприняло попытку создать сеть образовательных школ, дающих знания всем, независимо от сословной принадлежности. Было решено обратиться к иностранному опыту и принять систему обучения, распространившуюся к тому времени в немецких княжествах. Екатерина II лично пригласила в Петербург известного педагога Федора (Теодора) Ивановича Янковича де Мириево, под чьим руководством в Австрии с 1774 года успешно проводилась школьная реформа. Будучи последователем Яна Амоса Коменского, Янкович выступал за реализацию прогрессивных требований школьной дидактики в новой российской школе.
Задача разработки плана реформы и сопутствующих ему материалов была возложена на "Комиссию об учреждении народных училищ", созданную в 1782 году. Главным консультантом этой комиссии, в состав которой вошли видные российские ученые-педагоги того времени (М.Е. Головин, Ф.У.Т. Эпинус и др.), был назначен Янкович. Уже к 1783 году был разработан "Устав народным училищам Российской империи".
Устав был утвержден в 1786 году и предполагал открытие начальных, средних и высших учебных заведении. Спустя год увидел свет и другой официальный документ, в котором были изложены теоретические основы предстоящей реформы - "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи".
Актуально о образовании:
Психолого-педагогическая характеристика детей
экспериментальной группы
Экспериментальную группу, в которую вошли 10 человек, составили старшие дошкольники с ОНР. В комплексное обследование вошло: изучение психолого-медико-педагогической документации логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников. Изучение документации и анкетных данных пок ...
Расчет основных показателей учебной деятельности
К основным показателям учебной деятельности необходимо отнести средний балл, процент качества обучения и СОУ. Данные показатели рассчитываются учителями и заносятся в журналы, ведется статистика данных показателей. Данные показатели были рассчитаны для каждого проведенного урока по модульной технол ...
Положение
алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...