С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.
Работа на данном этапе включает:
1. Составление с учащимися плана самоподготовки
2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед.
3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств.
4. Контроль за реализацией рекомендаций в процессе индивидуальных бесед.
5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.
Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений
2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути
3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.
4) случайные мотивы выбора профессии
5) неуверенность в своих силах.
В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии.
Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности , которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта : глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей , умения учитывать возрастные особенности учащихся , составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися , их родителями , педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.
Направленность объединяет отношения личности к различным сторонам действительности, ее морально-нравственные качества. Она не имеет непосредственно природной основы, она включает в себя интересы, склонности, убеждения, намерения. О наличии интереса
к профессиональной деятельности у учащихся можно судить по избирательной направленности к той или иной области познания. К ее предметной стороне, положительной эмоциональной реакции к определенной сфере профессиональной деятельности.
Под склонностям
определяют устойчивое избирательное отношение учащегося, выражающая в стремлении к конкретной практической деятельности. О них судят по тому, чем охотнее всего и подолгу занимается школьник по собственной инициативе в учебной деятельности, во внеклассной работе.
Профессиональные намерения
определяются, как устойчивое стремления личности овладеть конкретной профессией и получить соответствующие образование.
Другой подструктурой личности являются способности
. Способности определяют как индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием наиболее продуктивной деятельности. О наличии способностей судят по успешной и оригинальности деятельности, по скорости усвоения новых знаний и навыков. Способности формируются в руде.
Актуально о образовании:
Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, п ...
Взаимодействие классного руководителя с учителями-предметниками
Классный руководитель и учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического процесса в классе. В работе с ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих спо ...
Особенности самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школь ...