С целью повышения активности самого учащегося в поиске призвания, оказания ему помощи в самоопределении необходимо проводить коррекционную индивидуальную работу. В качестве консультанта может выступить методист, он рекомендует школьнику сферу трудовой деятельности, корректирует его действия, связанные с подготовкой к выбору профессии, но окончательный выбор предоставляется самому учащемуся.
Работа на данном этапе включает:
1. Составление с учащимися плана самоподготовки
2. Корректирование плана самоподготовки в процессе индивидуальных бесед.
3. Рекомендации, направленные на совершенствование подготовки сведения о конкретных учебных заведениях, где возможно приобрести соответствующую специальность, а также, в зависимости от подготовленности учащегося, пути профессиональное подготовки, рекомендации по участию в кружковой, общественной работе, чтению специальной литературы, подготовке докладов, тренировке индивидуальных качеств, развитие общетрудовых качеств.
4. Контроль за реализацией рекомендаций в процессе индивидуальных бесед.
5. постоянная индивидуальная работа с семьей, привлечение родителей к участию в профессиональном самоопределении, совместный анализ его учебной деятельности.
Несомненно, что рекомендации профориентационного характера в каждом конкретном случае индивидуальны. Однако, затруднение учащихся при выборе профессии, можно назвать типичные. Которые обусловливают особенности построения индивидуальной работы: 1. Неустойчивые познавательные интересы, частая смена профессиональных намерений
2) отсутствие анализа своих возможностей при выборе профессионального пути
3) слабое представление о содержании избираемой профессии и профиля трудового обучения.
4) случайные мотивы выбора профессии
5) неуверенность в своих силах.
В процессе индивидуальной работы с учащимися нужно помочь в зависимости от типа затруднений, преодолеть их. Беседа должна включать вопросы о содержании труда, о требованиях профессии к человеку, взаимосвязи учебной и трудовой деятельности, перспективах развития профессионального роста в данной рабочей профессии.
Всесторонние изучение личности учащегося - необходимая основа индивидуальной работы. Однако педагогам часто трудно определить всю совокупность свойств личности , которая отвечала бы требованиям той или иной профессии. Поиск соответствия возможен лишь в условиях систематического и продолжительного изучения учащегося в целях профессиональной ориентации. В процессе консультации изучают и направляют развитие у учащихся интересов. Склонностей, способностей, не сковывая их инициативы при выборе профессии, помогают им лучше разобраться в себе. Своих личных качеств. Учитель содействует поиску учащимся своей профессии. Успех профориентационной работы с учащимися во многом зависит от уровня квалификации консультанта : глубины его знаний об общих основах профориентационной работы в школе, владения методами диагностики личностных особенностей , умения учитывать возрастные особенности учащихся , составлять индивидуальные характеристики, проводить индивидуальные консультации с учащимися , их родителями , педагогами, вырабатывать профконсультационное заключение. Изучение личности учащихся должно охватывать все ее подструктуры: направленность, способности, характер, темперамент.
Направленность объединяет отношения личности к различным сторонам действительности, ее морально-нравственные качества. Она не имеет непосредственно природной основы, она включает в себя интересы, склонности, убеждения, намерения. О наличии интереса
к профессиональной деятельности у учащихся можно судить по избирательной направленности к той или иной области познания. К ее предметной стороне, положительной эмоциональной реакции к определенной сфере профессиональной деятельности.
Под склонностям
определяют устойчивое избирательное отношение учащегося, выражающая в стремлении к конкретной практической деятельности. О них судят по тому, чем охотнее всего и подолгу занимается школьник по собственной инициативе в учебной деятельности, во внеклассной работе.
Профессиональные намерения
определяются, как устойчивое стремления личности овладеть конкретной профессией и получить соответствующие образование.
Другой подструктурой личности являются способности
. Способности определяют как индивидуально - психологические особенности личности, являющиеся условием наиболее продуктивной деятельности. О наличии способностей судят по успешной и оригинальности деятельности, по скорости усвоения новых знаний и навыков. Способности формируются в руде.
Актуально о образовании:
Биография Д.И. Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духов ...
Идеи личностно-ориентированного образования в работах
отечественных и зарубежных исследователей
Следует отметить, что личностно ориентированная педагогика есть интеграция теоретического и практического опыта совокупных наук о человеке. Именно личность была объектом изучения многих исследователей: философов, психологов, социологов, врачей, искусствоведов, педагогов и т.д., которые оставили мас ...
Задачи на разрезание и перекраивание фигур
Данное занятие предполагается провести в виде "лабораторной" работы. Разбить участников кружка на группы по 2-3 человека. Каждой из групп предоставить заранее подготовленные учителем фигуры. Учащиеся располагают линейкой (с делениями), карандашом, ножницами. Разрешается производить с помо ...