Организация педагогической помощи родителя ребенка-инвалида достигается в следующих формах работы с родителями: телефон доверия;
психологические тренинги; индивидуальные и семейные консультации;
семейная психотерапия; семейные встречи; практикумы; лекционная работа.
Психолого-педагогическая помощь родителям включает в себя: диагностику семьи и семейного воспитания; показ условий оптимального развития ребенка с помощью системы наблюдения; повышение педагогической культуры и воспитательной активности родителей.
Целью педагогической помощи родителям является эмоционально-психологический настрой детей и родителей; удовлетворенность детей и родителей конкретными мероприятиями; массовость участия и качество подготовки конкретных мероприятий; качество диагностики (педагогический мониторинг с детьми и родителями); готовность к сотрудничеству и поддержке, стремление внести личный вклад в общее дело.
Одной из основных задач педагогической помощи родителям ребенка-инвалида является активизация участия семьи и самого ребенка в реабилитационном процессе и обеспечения для этого необходимых условий. Активизация заключается в формировании заинтересованности и активности в направленном самопроявлении ребенка в семье.
Большая роль в активизации ребенка в реабилитационной работе принадлежит организации физического воспитания ребенка в семье посредством индивидуальных и групповых игр.
В воспитании ребенка с ограниченными возможностями игра выполняется средствами активизации, так как играя ребенок развивается в физическом, психическом и социальном направлениях.
Игры, как средство реабилитации подразделяются на:
Игры, развивающие двигательные навыки:
мелкую моторику (лепка, конструкторы, рисование и др.);
крупную моторику (игры с мячом, спортивные игры).
Игры, развивающие умственные способности ребенка:
логические (головоломки, логические игры, шарады и пр.);
речевые (подражание звукам животных, предметов);
стимулирующие развитие слуха (занятие ритмикой, музыкальными игрушками, прослушивание музыки);
стимулирующие развитие зрения (рисование, аппликация и т.д.);
развивающие конструктивные навыки (занятия с конструктором, мозаикой и пр.).
Учитывая психологию ребенка, педагогу и родителям в интересах мотивации его деятельности необходимо организовать игру с яркими, привлекательными игрушками. В игровой деятельности следует постепенно усложнять сюжет и правила игры. Важно развить и закрепить каждый элемент совместных действий, удачного проявления подражания, любую попытку коммуникации со стороны ребенка. Сами по себе игровые приемы, навыки и качества у ребенка не возникают, их надо целенаправленно формировать. И это смогут сделать только мудрые, веселые остроумные взрослые (воспитатели, родители), которые становятся первыми и самыми лучшими партнерами по играм и максимально подготавливают ребенка к совместной игре с другими детьми. Существуют различные подходы и классификации игр, в зависимости от основания. В частности, выделяют:
функциональные игры, выполняющие определенные функции: развивающие, обучающие, коррекционные и пр.;
дидактические игры, направленные на решение обучающих задач, стимулирующих познавательную деятельность; закрепляющие определенные умения и пр.;
Актуально о образовании:
Технология обработки разных материалов на занятиях
по художественному труду
Вязание как отрасль декоративно-прикладного искусства. Вязание на спицах – одна из областей традиционного народного искусства, которая исторически приобрела промысловое значение и развивается в наши дни. Это несложный и очень увлекательный вид рукоделия. До нас дошли экземпляры вещей, связанных в I ...
Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся
на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...
Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...