Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения

Новое о образовании » Взаимосвязь особенностей восприятия и дисграфических расстройств у детей с нарушениями зрения » Распространенность, симптоматика и виды нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения

Страница 3

б - д, и - у, у - ч, ч - ъ, г - р, а - д, о - а.

2.Смешение по оптическому принципу. Это смешения букв, различающихся следующими признаками:

различным положением составляющих элементов в пространстве;

количеством и последовательностью расположения одинаковых элементов;

- наличием дополнительного элемента.

у - д, л - и, в - д, ц - щ, л - м, ш - т, п - т, и - ц, III - Щ.

3.Неточности (искажения) в написании букв:

- недописывание элементов;

- добавление лишних элементов;

- неправильное расположение элементов букв относительно друг друга;

- зеркальное написание букв.

Садовниковой И.Н. выявлена большая распространенность смешения букв по кинестетическому сходству, представленных в правой части таблицы №2.

Таблица 2 - Список букв рукописного шрифта, имеющих сходство

Оптическое сходство

Кинетическое сходство

с– е

о – с

у – д – з

л – и

м – ш

в – д

о – а

б – д

и – у, У – Ч

п – т, П – Т

л – м, Л – М

х – ж

ч – ъ, Г – Р

н – ю, и – ш

л – я, Н – К

а -д

2. На уровне слова

Эти ошибки возникают по причине недостаточно устойчивого ориентирования в последовательности элементов слова. Как правило, наблюдается нарушение последовательности соседствующих букв. Чаще меняются буквы в обратных слогах в начале слова, слоги преобразуются в прямые, а также в слогах со стечением сходных по написанию букв:

«токрыл» - открыл, «зелмя» - земля.

Умение оценивать правильность начертания букв на основе кинестезии позволяет пишущему вносить поправки в движения еще до совершения ошибок. При несформированности кинетической и динамической стороны двигательного акта у младших школьников, в сумме с ослабленным зрением, кинестезии не могут иметь направляющего значения, и тогда происходит смешение букв, начертание первого элемента которых требует тождественных движений. С переходом на стадию связного письма отмечается значительный рост числа таких ошибок, что связано с убыстрением темпа письма и увеличением объема письменных работ.

Таким образом, смешения букв по кинетическому сходству носят закономерный и стойкий характер, снижают в целом качество письма, имеют выраженную тенденцию к росту и тормозят развитие речемыслительной деятельности младших школьников с нарушениями зрения.

3. На уровне фразы

На уровне фразы следует выделить в первую очередь ошибки, связанные с употреблением в письменной речи конструкции с предлогами. При этом возникают затруднения в понимании значений предложно-падежных конструкций и в их написании. Это связано с тем, что пространственные отношения выражаются посредством существующих в русском языке предлогов (над - сверху, к - приближение и т.п.). При этом предлоги могут детьми опускаться, заменяться или удваиваться.

4. На уровне текста

На уровне текста ошибки возникают в связи с неумением определять четкую последовательность высказывания и сохранять ее в памяти. При выполнении таких работ, как изложение, сочинение, составление текста, младшие школьники с нарушениями зрения искажают смысл высказывания, меняют местами предложения или целые семантические части.

Страницы: 1 2 3 


Актуально о образовании:

Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения нарушений письма
Целью данного констатирующего экспериментального исследования явилось изучение особенностей письма у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Выявление дисграфических ошибок в работах испытуемых. 2. Дифференцировка дисграфических ошибок у детей эксперимента ...

Закономерности воспитательного процесса
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую: Чем выра ...

Методика формирования пространственного образа на уроках геометрии
Одним из основных условий формирования пространственных представлений в процессе обучения геометрии является использование упражнений, ориентированных на формирование и развитие комплекса умений, составляющих содержание пространственных представлений и характеризующих их сформированность. Но не все ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru