Как видно по результатам методики у учеников преобладает завышенная самооценка проявления волевого качества. Это может быть связано с неполным смыслом понятия "самостоятельность", "самостоятельный человек", а также неумением оценивать свои действия и поступки. После проведения и анализа всех методик, в соответствии со степенью сформированности самостоятельности у учащихся, класс был условно разделен на три группы на основании следующих критериев:
● степень сформированности знаний, представлений о самостоятельности (их глубина, комплексность), понимание важности самостоятельной деятельности;
● содержание и устойчивость мотивации в самостоятельной деятельности (проявление ситуативных или устойчивых мотивов, комплекс мотивов), отношение к самостоятельной деятельности;
● практическо – действенное проявление самостоятельности в различных видах деятельности, умение организовать самостоятельную деятельность.
Первую группу составили ребята (Илона М., Диана Ш., Елена Б.,) следовательно, с высоким уровнем самостоятельности у которых ярко выраженно стремление к самостоятельной деятельности. Успешно применяют знания в новой, нестандартной ситуации. Проявляется мотивация, часто связанная с планами на будущее, умеют планировать деятельность, действуют самостоятельно без непосредственного и постоянного контроля в соответствии с планом, доводят начатое дело до конца, способны сами проконтролировать и оценить свои действия и поступки, проявляют инициативу, активность в процессе деятельности, общения и в отношениях.
Во вторую группу вошли ребята (Даша Е., Никита М., Алеся В., Каролина К., Артем М., Кристина К., Татьяна К.,) со средним уровнем самостоятельности. Отличаются стремлением к самостоятельным действиям и поступкам в интересующей их деятельности, свободно применяют знания в знакомой, стандартной ситуации. Характерен один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.) Умеют планировать предстоящую деятельность, но иногда требуется помощь, действуют в соответствии с планом, но для того, чтобы довести начатое дело до конца, требуется внешний контроль. Способность к самоконтролю и самооценке проявляется также в интересующих делах. Действия и поступки активно – подражательные, мало инициативные.
Третью группу составили остальные дети (Максим Д., Андрей К., Никита П., Алексей Л., Игорь Д., Светлана Н.,) с низким уровнем проявления самостоятельности. У ребят крайне редко наблюдается стремление к самостоятельной деятельности, выполнять действия могут только по образцу (копирование). Мотивы носят ситуативный характер и связаны обычно с внешним побуждением. Без помощи не могут планировать и выполнять предстоящие дела. Действуют в соответствии с предложенным планом и выполняют правила поведения только под постоянным контролем, при непосредственном участии старших. Без помощи взрослых не могут оценить ни свои действия, ни поступки, ни деятельность и поступки других. Их характеризуют пассивно – подражательные и безынициативные действия и соответствующее им поведение. Результаты распределения 1 класса по уровням сформированности самостоятельности представлены в таблице.
Таблица 2.1.2. Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности самостоятельности
Уровень |
Количество учащихся | |
в абсол.числ. |
в проц.соотн. | |
Высокий |
3 |
19 |
Средний |
7 |
44 |
Низкий |
6 |
37 |
Актуально о образовании:
Дробные факторные планы испытаний. Планирование
испытаний
Можно сократить число испытаний, если от ПФП перейти к дробным факторным планам, или дробным репликам от полного факторного эксперимента. При переходе от ПФП к ДФП важно сохранить ортогональность матрицы планирования. С этой целью в качестве реплики (ДФП) пользуются ПФП для меньшего числа факторов. ...
Физическое воспитание младших школьников в классах
компенсирующего обучения и коррекционных классах VII вида
Физическое воспитание представляет собой довольно сложный процесс, но все же при его реализации не следует идти по пути упрощения. Это можно объяснить, с одной стороны, его значимостью, так как физическое здоровье закладывается в большей степени под влиянием экзогенных факторов, каковыми являются ф ...
Основные качества современных педагогических технологий
Структура педагогической технологии. Из данных определений следует, что технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами. Поэтому в структуру педагогической технологии входят: а) концептуальная основа; б) ...