Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Сущность самостоятельности как интегративного качества личности

Страница 3

Жизненный опыт всех предшествующих поколений кристаллизированный в нравственных ценностях человечества, помогает младшему школьнику овладеть умением самостоятельно строить свои отношения с окружающим миром на нравственной основе. Суть нравственной основы самостоятельности в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, творить благо, преодолевать затруднения. В содержательном плане самостоятельность, в силу сложности качества, носящего интегративный характер, включает в себя элементы таких близких по содержанию, но имеющие отличительные оттенки качеств, как организованность, исполнительность, инициативность, прогностичность (умение видеть результаты своих собственных действий и поступков), а также навыки самоконтроля и самооценки поведения. По существу эти качества в совокупности создают самостоятельность и одновременно являются ее признаками, каждый из которых выполняет определенную функцию в формировании целостного качества.

Анализ интегративных качеств показывает, что все они связываются воедино как составные части, компоненты целостной структуры личности. Нельзя воспитывать сложное, не сформировав простые элементы, из которых оно состоит. Все сложные общественно-политические качества формируются на основе простых, фундаментальных общих качеств человека. Решительность как волевое качество формируется на основе развития самостоятельности, требовательности к себе, волевой активности личности. Таким образом, все сложные специфические и критериальные качества тоже формируются на основе интегративных.

Учеными и педагогами-практиками доказано, что начальная школа призвана обеспечивать основы формирования личности, выявлять и развивать способности детей, вырабатывать у них умение и желание учиться. Решить эти задачи невозможно без опоры на самостоятельную деятельность учащихся.

Она широка и многогранна в начальной школе в случае умелой ее организации учителем. В связи с этим в литературе можно найти описание различных видов самостоятельности, исходя из рассмотрения ее как 1) способа организации человеком своих действий и деятельности; 2) способности индивида управлять своей деятельностью.

Самостоятельность младших школьников в литературе представлена:

- познавательной самостоятельностью, об уровне сформированности которой у ребенка судят по диапазону умений выполнять разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, обеспечивающие решение различных по сложности и предметной направленности задач (М.А.Данилов) .

-умственной самостоятельностью, понимаемой как условия овладения приемами и способами умственной деятельности (В.В.Давыдов) , П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.)

- самостоятельной деятельностью, которая возникает по инициативе детей на основе достаточно развитых навыков, умений, знаний, обобщенных способов решения задач (П.И.Пидкасистый ).

Интегративная сущность самостоятельности, согласно психологам, отражается в единстве двух ее сторон: внутренней и внешней (Л.И. Божович и др.). добавить сноску божович личность и ее формирование в детском возрасте

Внутреннюю сторону самостоятельности составляют ее психологические компоненты:

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Работа по оформлению документации
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию. Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руковод ...

Историко-описательный анализ литературы по проблеме
Чем сложнее и длительнее история народа и его языка, тем богаче его литературная традиция, тем более сложным, разнообразным является язык в особенности лексики, связанной между собой сходством и близостью значений. Наличие в современном (для той или иной эпохи) литературном языке слов с тождественн ...

Анализ результатов диагностики особенностей лексической стороны речи детей контрольной группы
В экспериментальном исследовании с целью изучения особенностей лексической стороны речи у детей 5 - 6 лет мы применили диагностические методики Е.Ф. Архиповой[2] «Исследование семантической структуры слова и лексической системности»: · методика №1 «Классификация понятий», · методика № 2 «Подбор ант ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru