Блок – это большой тематический раздел.
Планирование системы учебных занятий по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображен в его результатах.
При изучении материала крупными блоками необходимы условия:
Четкая организация всего учебного процесса;
Постановка целей и задач обучения для всего блока;
Сочетание словесных, наглядных методов;
Широкое вовлечение учеников в различные виды самостоятельной деятельности;
Комбинированный способ контроля: письменный ответ, устное изложение, взаимоконтроль;
Вера преподавателя в способности учеников.
Модуль – это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура модуля
Из схемы видно, что модуль состоит из целевого плана действия, банка информации и методического руководства по достижению дидактических целей.
В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей.
Структура модульного урока представляет собой следующую последовательность.
ВМ – ТМ – ПМ – МКЗ – МК
ВМ – входной модуль (модуль актуализации).
ТМ – теоретический модуль.
ПМ – практический модуль.
МКЗ – модуль коррекции знаний.
МК – модуль контроля.
Модуль актуализации. На данном этапе проводится входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе по новому модулю.
Теоретический модуль. Предполагает изложение основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий.
Практический модуль. Данный модуль подразумевает разнообразие форм заданий для самостоятельной работы учащихся, которые предполагают разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, выполнение тестовых заданий, работу с логическими схемами. При такой работе можно использовать систему взаимоконтроля, что повышает интерес учеников к предмету, вырабатывает потребность знать и повторять пройденный материал. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают занятие более интересным, устраняют психологическую нагрузку, позволяют максимально реализовать себя на занятии.
МКЗ – модуль коррекции знаний. Основная задача коррекционного модуля – это ликвидация пробелов в знаниях учащихся. В результате проведения текущего контроля, в процессе изучения конкретного раздела темы определяется эффективность процесса обучения, обнаруживаются пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминаний знаний и действий, а также их применение на практике. При обнаружении пробелов в знаниях учеников необходимо провести соответствующую коррекцию.
Модуль контроля. Проведение занятий контроля предполагает обязательное выполнение учениками контрольного теста или контрольной работы, т.е. своеобразный выходной контроль, он должен показать уровень усвоения модуля .
Актуально о образовании:
Исследование составляющей когнитивного развития учеников –
мышления и его связей с учебными достижениями по математике
С целью установления связей между характеристиками мышления и учебными достижениями по математике было проведено исследование в ОМК. Исследование проводилось в октябре – ноябре 2011 года, в котором были задействованы учащиеся 7-го класса (всего 13 человек). Исследование проводилось в двух направлен ...
Современные технологии с
точки зрения самостоятельной работы учащихся на уроках химии
Учителей всегда волновал вопрос: как в наше трудное время преодолеть у школьников нежелание учиться и вслед за этим снижение в обществе престижа знаний? Какие найти средства, формы и методы обучения, чтобы разбудить жажду знаний и стремление к саморазвитию? Как вооружить каждого учащегося не только ...
Российское образование в 30-80-х гг
Сложившаяся к началу 30-х гг. в СССР тоталитарная государственная система не могла не отразиться и на школе. Вводились всестороннее централизованное управление и централизованный контроль. Вся деятельность школы, в том числе содержание образования, были подвергнуты унификации и жесткой регламентаци ...