использование программированного обучения: ход деятельности ученика строго программируется, плюс подключается самоконтроль, плюс используется мелкое деление учебного материала;
поэтапное формирование умственных действий: на первом этапе ученик выполняет действия в материальном или материализованном виде (проговаривая их тихо); на втором – действия проговариваются в громкой речи; на третьем – проговариваются про себя, на четвертом – во внутренней речи;
четкое управление, переходящее в самоуправление;
проблемный подход;
интенсивное обучение, что предусматривает продумывание нагрузки и разрядки во избежание перегрузок;
обучение саморефлексии (как я работал, почему допустил ошибку, как работал в группе, кто наиболее компетентен в группе по этому вопросу).
Сердцевина модульного обучения – учебный модуль, включающий в себя: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации. Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения по содержанию, темпу усвоения, уровню самостоятельности, методам и способам учения, способам контроля и самоконтроля.
Отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:
содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;
изменяется форма общения учителя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;
ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;
отсутствует проблема индивидуального консультирования.
Использование на модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
активизация познавательной деятельности учеников;
повышение уровня усвоения изучаемого материала;
мотивация учения, формирование устойчивого интереса у учащихся к изучению учебной дисциплины;
развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат – это способность и умение учеников работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность явлений, осмысливать, анализировать и обобщать их.
Преимущества работы по технологии блочно-модульного обучения состоят в том, что осуществляется:
дифференцированный подход в обучении;
возможность использования различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);
повышение уровня качества обученности школьников;
повышение мотивации к обучению;
развитие общих компетенций (учебных, коммуникативных и т.д.);
умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
умение составлять свой жизненный проект.
Блочно-модульное обучение является "гибкой" технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями, что дает возможность разнообразить форму занятий, развивать творческие способности учеников.
Технологию проектов можно использовать как завершающее творческое задание после изучения большого блока тем. Такая работа способствует развитию творческих способностей учеников, развитию умения работать в коллективе и представлять себя перед публикой.
Элементы технологии развития критического мышления могут использоваться при составлении различных заданий, проверке знания текста или теоретического материала. "Верно ли, что…?", продолжи начало и т.д. Эти элементы помогают выявить уровень знаний учеников, глубину понимания темы, развивают у обучающихся умение мыслить логически и критически.
Недостатки блочно-модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии; материал учебника недостаточно информативен; надо готовить большой объем печатной продукции к занятиям.
Принципиальное отличие модульного обучения состоит в том, что материал разбивается на отдельные блоки, каждый из которых является не только источником информации, но и методом для ее усвоения.
Актуально о образовании:
Возможности образовательной области «Художественное творчество» в развитие
самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М. Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина и др.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личн ...
Творчество в деятельности учителя
технологии и его влияние на качество обучения учащихся
Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот они энергично идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс, и начинается великое таинство, имя которому - педагогическое творчество. Творческая педагогика, творческий учитель - как они необходимы сейчас. Можно построить за ...
Компьютеризация обучения – эволюция образовательной системы
К концу двадцатого века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, ...