Применение информационных компьютерных технологий в коррекционно – развивающем обучении

Страница 3

К сожалению, кроме явных положительных сторон использования информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с речевой патологией, существуют некоторые сложности, связанные с этапами внедрения и применения информационных компьютерных технологий. В коррекционно-развивающей деятельности применение компьютера может осуществляться в трех разных формах:

тренажер;

репетитор, выполняющий определенные функции за учителя, причем такие, которые машина может выполнить лучше, чем человек;

устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней.

Все три формы играют важную роль в обучении. Тренировочные системы наиболее целесообразно применять для закрепления ранее приобретенных навыков. Репетиторские системы лучше всего использовать при условии, что цели и задачи обучения четко определены. Имитационное учебное моделирование наиболее пригодно тогда, когда учебный материал не носит системного характера и его границы четко не определены. Очевидно, что в первых двух формах компьютер выступает лишь как средство количественного усиления функций преподавателя, повышения скорости обмена информацией между педагогом и учащимся, оперативности принятия решений и т.п. И именно эти возможности пытаются, прежде всего, использовать во всем мире в процессе информатизации обучения. Однако, качественного изменения ситуации в образовании они не дают и принципиально не могут дать, поскольку те же самые результаты, иногда даже с меньшими затратами временных, человеческих и финансовых ресурсов, могут дать и реально дают традиционные формы, методы и средства обучения. Чаще всего одним из преимуществ компьютерного обучения называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Тотальная индивидуализация свертывает и так дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса – педагогов и учащихся. Учащиеся, тем более с речевыми нарушениями, не имеют достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли. А без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению диалогично, а, следовательно, эффективность преодоления речевых дефектов не выйдет за рамки элементарного оперирования набором стандартных символов.

Другая опасность: свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм. Важнейшая задача образования в век информации - обучение коммуникационным навыкам. Необходимо в полной мере решать задачи обучения технике межличностной коммуникации и работе в малых группах, формирования у школьников умений коллективно выполнять социально значимые действия.

Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе коррекционно-развивающего обучения, к самостоятельным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации семиотической системы. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию. Возникает серьезная, многоаспектная проблема выбора стратегии применения компьютера в образовании, которая бы позволила использовать все огромные преимущества информационных компьютерных технологий и избежать потерь, которые неизбежно скажутся на качестве формирования личности ребёнка с точки зрения его социальной компетентности, гражданской позиции и нравственного облика человека. В традиционном обучении, в логику которого повсеместно пытаются включить компьютер, наметился явный разрыв между внешне заданными требованиями формирования всесторонне развитой личности ребенка и внутренней логикой работы учащихся с учебным предметом как знаковой системой. Компьютерное обучение без соответствующей методологической и психолого-педагогической работы по формулированию принципиально новой педагогической системы, в которую органично вписывались бы компьютеры с их огромными возможностями, приводит лишь к увеличению этого разрыва. Заставляя обучающихся усваивать абстрактные по своей природе знания, выступающие как знаковые, семиотические системы вне "контекста жизни и деятельности" (С.Л.Рубинштейн), мы вольно или невольно искажаем методологически верное положение об опосредствованности знаком развития психики и сознания человека попытками прямо обусловить знаком это развитие. Информация, знаковая система только тогда становятся знанием, когда они не только усваивается, "записываются" в соответствующих структурах мозга, но и используется для регуляции определенных действий, ориентировочной основой, средством регуляции которых они являются. Можно сказать, что усвоение знаний необходимо осуществлять в контексте выполнения действий и, наоборот - выполнение действий должно проводиться в контексте их теоретической основы. В этом, состоит одно из преимуществ метода поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина, Н.Ф.Талызина и их сотрудников).

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Организация, цель, задачи, принципы и методы изучения восприятия
зрение нарушение младший школьник Целью первого констатирующего экспериментального исследования явилось определение уровня зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения. В задачи данного исследования входили: 1. Изучить карты полного обследования исследуемых детей, особое внимани ...

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Методические разработки по теме "Способы получения алкинов"
Современный урок по химии "Алкины, их строение и номенклатура" Образовательные цели: изучить строение, гомологический ряд, изомерию и номенклатуру алкинов на примере ацетилена и его гомологов. Развивающие цели: создать условия для развития логического мышления через сравнение и установлен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru