После внедрения системы творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности младших школьников в процессе обучения литературному чтению мы перешли к третьему заключительному этапу экспериментальной работы – контрольному эксперименту. Главной задачей данного этапа явилось установление эффективности экспериментальной работы по применению системы творческих упражнений, направленной на развитие творческой активности детей.
С целью выявления изменений в развитии творческой активности детей, участвующих в эксперименте, мы вновь определили уровни их творческой активности. Были использованы те же методы, что и во время констатирующего эксперимента.
Данные таблиц показывают, что число детей, относящихся к низкому уровню творческой активности, снизилось с 5 человек до 3 человек. Значительно увеличилось количество детей с недостаточно высоким и высоким уровнем творческой активности – с 4 человек до 6 человек.
Об итогах экспериментальной работы мы могли судить не только по количественным показателям сформированности уровней творческой активности, но и по качественным изменениям ее компонентов.
У многих детей было выработано положительное отношение к заданиям творческого, проблемно-поискового характера.
Учащиеся, принимавшие участие в эксперименте постепенно начали проявлять более высокую ступень самостоятельности и умственной активности. Так, ребенок умеет задавать вопросы и находить ответы на них, умеет соразмышлять и сопереживать, а также делать элементарный анализ прочитанного, умеет понимать чужие мысли, заключенные в тексте; умеет представить картины, нарисованные автором; увидеть, какими словами созданы эти картины; почувствовать настроение, состояние автора, найти нужную интонацию.
У детей изменилось отношение к ошибкам и затруднениям, возникшим в ходе творческой деятельности; они стали восприниматься детьми более спокойно; возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
Более ярко стали проявляться способности к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, а также способность моделировать нестандартные ситуации.
Поставленные задачи были решены в ходе экспериментальной работы, которая осуществлялась в течение учебного года. На этапе констатирующего эксперимента были определены уровни творческой активности учащихся 2 Б класса средней школы № 4 г. Ангарска.
На этапе формирующего эксперимента на уроках литературного чтения внедрялась система творческих упражнений, направленных на развитие творческой активности учащихся. Творческие задания выполнялись не только на уроках литературного чтения, но и дома.
Об успешности процесса развития творческой активности детей при обучении литературному чтению в связи с применением системы творческих заданий мы судили по изменениям (в сторону повышения) уровней развития творческой активности участников эксперимента.
Контрольный этап эксперимента был направлен на выявление изменений в уровнях творческой активности детей.
На данном этапе применялись те же методы, что и во время констатирующего этапа эксперимента. Перевод с одного уровня на другой мы осуществляли на основании качественных характеристик уровней в соответствии с показателями проявления творческой активности детей.
Динамика развития творческой активности детей на уроках литературного чтения отражена в таблице № 5.
Таким образом, полученные данные позволяют утверждать, что осуществленная экспериментальная работа дала положительные результаты и способствовала изменению (в сторону повышения) уровней творческой активности детей, участвующих в эксперименте.
Выполненное исследование, а также изучение психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что развитие творческой активности детей имеет определенное теоретическое и практическое значение.
Настоящее исследование посвящалось проблеме формирования творческой активности детей в процессе обучения литературному чтению при помощи системы творческих упражнений.
Поставленная нами цель изучить развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения была достигнута и реализована через поставленные задачи.
Актуально о образовании:
Химический элемент и простое вещество
Оборудование. Мультимедийный проектор. Домашнее задание к уроку. Представления об атомах и элементах у различных ученых (готовится в виде кратких сообщений, желательно с цитатами из работ авторов). На предыдущем уроке при объяснении домашнего задания было показано несколько слайдов. Ход урока «Расп ...
Теоретические подходы авторов к понятию «трудные дети»
Прежде чем говорить о понятии «трудный ребёнок», нужно иметь представление о том, кого и на каком основании можно считать ребенком. В соответствии с Семейным Кодексом РФ, ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18- летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку ...
Конспект занятий
На основании рабочего плана тренер составляет конспект на каждое занятие (табл. 4). В конспекте он перечисляет упражнения, излагает их направленность как средства для решения задач, раскрывает методические приемы, строго регламентирует время. Конспект составляется с учетом результатов предыдущих за ...