Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников

Организация деятельности на всех уровнях будет действенной только в том случае, если будут использоваться основные методы и приемы для развития творческих способностей личности. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания, форм и условий деятельности.

Известно, что метод представляет собой определенное построение деятельности в такой последовательности и такими средствами, которые приводят к желаемому результату и намеченной цели. Классификации методов и приемов различны.

Так, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин выделяют следующие основные методы обучения и содержания образования:

объяснительно-иллюстративный;

репродуктивный;

проблемное изложение;

частично-поисковый;

исследовательский.

И.Я. Лернер предлагает следующую классификацию методов:

1) информационно-рецептивный метод, в котором информация передается при помощи учебника, изложения илидокумента и в форме рассказа, лекции, экскурсии;

2) репродуктивный метод осуществляется в форме репродуктивной беседы или письменного воспроизведения, средства те же, что и в первом методе;

3) проблемное изложение, опирается на те же формы и те же средства, что и в информационно-рецептивном, но с другим содержанием информации;

4) эвристический метод предполагает эвристическую беседу, выполнение поисковых заданий с помощью учителя (в случае затруднений), построением педагогом корректирующих ситуаций. Средства используются те же;

5) исследовательский метод осуществляется при помощи тех же средств. Формой реализации служат исследовательские знания.

При этом большую роль играет стимулирование и поощрение личности, коллектива, группы, что активизирует их мотивационную сферу, а это, в свою очередь, влияет на деятельность. В своей деятельности педагог должен опираться только на положительные мотивы. По мнению психологов, от этого зависит внутреннее содержание и смысл задания для ребенка.

Ю.К. Бабанский выделяет две группы стимулирования и мотивации. К первой группе относятся методы стимулирования интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии и т.п. Вторую группу составляют методы стимулирования долга и ответственности, такие как убеждение в значимости учения, предъявление требований, упражнения в выполнении требований, поощрение в учении, порицание.

Все перечисленные методы желательно применять в процессе творческой деятельности на разном уровне сложности как предметного содержания, так и процессуальной стороны обучения в зависимости от уровня владения детьми творческой деятельностью.

Таким образом, педагогу необходимо не только знать, но и уметь применять все разнообразие методов и приемов обучения художественному творчеству, что является теоретической предпосылкой для разработки условий, обеспечивающих эффективность процесса организации творческой деятельности детей в летнее время в оздоровительных центрах.


Актуально о образовании:

Особенности самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школь ...

Клинико-психолого-педагогический аспект изучения ОНР
На основе психолого-педагогического анализа различных форм речевой патологии в дошкольном возрасте Р.Е. Левина и коллектив научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И.Жаренкова, Г.А. Каше, Н.А.Никашина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова и др.) в 1961 году выделили системн ...

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru