Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений.
Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общим назначением. Примером может послужить набор посуды (сервиз), где представлены тарелки или ложки для первых блюд, для второго, для десерта. Набор матрешек, состоящий из 3-7 матрешек разного размера, но одинаково оформленных. Набор слоников, столь популярный в 40-50-е годы как украшение для камина, комода.
В каждом возрасте ребенок способен усвоить только определенный объем информации. Поэтому обучение будет строиться в зависимости от возраста ребенка. Так, в средней группе ребенку можно показать матрешку из трех предметов и предложить выбрать самую маленькую из них и спрятать в матрешку среднего размера. Затем эти две матрешки поместить в самую большую матрешку.
Малыши этого возраста любят собирать пирамидку из цветных колец. Воспитатель просит взять самое большое кольцо и одеть на стержень. Затем взять кольцо немного поменьше и тоже одеть на стержень. И так до тех пор, пока все кольца не будут нанизаны на стержень. Ребенка надо похвалить за успешную работу, т.к. в этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется в размерах предметов и ему трудно выстроить правильно сериационный ряд из цветных колец.
Дети старшего дошкольного возраста уже научились выстраивать сериационный ряд из колец. Поэтому задание можно усложнить. С той же матрёшкой. Для сборки - разборки можно взять матрешку уже не из 3-х, а из пяти-семи предметов. Пирамидку также можно увеличить с пяти до 7-9 колец. Можно дать задание усадить кукол по их росту, т.е. сначала маленькую, затем побольше, затем еще больше. Можно построить детей по росту и каждый пусть определит свое место.
Дети подготовительной группы детского сада уже могут мыслить более абстрактно. Им не надо видеть предметный ряд. Они уже научились представлять действия с предметами в уме. Поэтому для построения сериационного ряда с ними можно использовать художественные произведения. Очень хорошо сделать разбор сказок "Три медведя", "Репка".
В "Трех медведях" сериационный ряд постоянно повторяет цифру три. Три медведя разной величины, но одинаковых свойств, три стула, три миски, три постели. В сказке этот ряд выстроен от большого к малому. Детям надо задать вопрос: "А чем же отличается миска папы-медведя от миски мамы-медведицы и от миски маленького Мишутки?" Если дети правильно ответили, то надо их похвалить и подтвердить: "Правильно, величиной, а во всем остальном они одинаковые. Поэтому, их можно поставить в один предметный ряд". Можно усложнить задание и предложить детям самим найти в сказке одинаковые по свойствам, но разные по величине предметы.
В сказке "Репка" также наблюдается сериационный ряд. Объединяет всех то, что они живые люди или животные, что они живут в этом доме. Самый большой - это дедка, поменьше - бабка, еще меньше - внучка, еще меньше - собака Жучка, еще меньше - кошка, и самая маленькая - мышка. Объединяет их то, что они все вместе тянут большую-пребольшую репку.
Таким образом, дети получают представление о сериационном ряде величин, а также учатся строить свои сериационные ряды.
Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Размер может быть малым, большим, очень малым и очень большим, средним, огромным. К понятию величины относятся также такие определения, как минимум, максимум, супер, гипер, мега, мини.
Актуально о образовании:
Основные принципы логопедической работы
Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями; она имеет общую с ними методологическую основу и общую специальную задачу: максимальное преодоление дефектов у детей (и у взрослых), страд ...
Развитие значения слова
В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. А.Н. Леонтьев выделяет следующие типы значения слов: - грамматическое значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетани ...
Изучение особенностей интеллекта у младших школьников,
воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа
Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей интеллекта младших школьников. 2. Изучить особенности интеллекта младших школьников, воспитывающихся в усло ...