Прежде чем перейти непосредственно к раскрытию некоторых методических аспектов в изучении народной культуры, на наш взгляд, следует сказать с существующих ныне новых программах трудового обучения. Их много, но, по нашему мнению, наибольшего внимания заслуживает программа трудового обучения (основам дизайнобразования) Конышевой Н., так как она построена с учётом научных разработок последних десятилетний в области педагогики, психологии и ряда других наук. Эта концепция созвучна таким идеям новой педагогики, как развивающее обучение, гуманно-личностный подход к ребёнку, культурологическая направленность образования.
Автор не ставит задачи растолковать детям всю глубину народной культуры, она обращает внимание учащихся на главное в этой проблеме – на её космический, мировоззренческий смысл.
Уже на начальном этапе школьникам даётся информация о знаковой системе народного искусства: демонстрируются наиболее распространённые символы и знаки.
Кроме того, дети узнают и о том, что сам выбор образов для народных изделий не случаен: приводится краткая информация о том, что означают, например, птица, конь, баран. И, наконец, даётся первоначальное представление об охранительной функции народного искусства, о включении народного искусства, о включении его в быт и обряды. Задача состоит в том, чтобы показать общность, универсальность, основной смысл народного искусства, а усвоить затем частности (например, чем различаются дымковские и филимоновские игрушки) детям будет нетрудно.
Эти уроки позволяют создать очень общее, но в целом верное представление о народном искусстве и культуре; здесь закладывается база для более обстоятельного изучения этой проблемы. К ней Н.М. Конышева возвращается главным образом в четвёртом классе, где проблема является центральной. Здесь рассматриваются особенности культуры разных народов, отражённые в создаваемой ими предметной среде. Все обозначенные выше стороны народного искусства изучаются на фоне овладения отдельными видами ремесел, с тем, чтобы в результате у учащихся сложилось устойчивое понимание народного искусства как духовной сущности, пронизывающей повседневный быт.
Важно, чтобы дети не просто запомнили, например, хохломской или дымковский узор и научились их изображать, а чтобы поняли, к какой глубокой древности восходят эти узоры. Нужно задуматься и о своеобразии жизни наших предков, о том, как они умели вглядываться и вдумываться в окружающую природу.
Вся система работы с младшими школьниками, по мнению Н.М. Конышевой, должна быть направлена на формирование заинтересованного и почтительного отношения тем культурным традициям, которые выработаны человечеством и отражены в создаваемой им предметной среде. Внимательное и добросовестное изучение конкретных приемов практической работы в данном случае также является средством; а цель их освоения состоит в том, чтобы дети лучше поняли духовную сущность народной культуры. Таким образом, мы сформируем у них понимание духовности предметной среды.
Актуально о образовании:
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно-личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы ...
Д.И. Менделеев об актуальных проблемах образования
Д.И. Менделеев дорог нам не только как признанный всем миром гениальный ученый, но и как крупнейший общественный деятель в области просвещения, высказавший много оригинальных мыслей об организации народного просвещения и высшего образования, и талантливый педагог. В XIII томе его сочинений опублико ...
Работа над лексико-грамматическим
материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...