Проанализировав методическую литературу, мы можем сделать вывод, что наиболее эффективной в области развития метапредметных результатов является система развивающего обучении Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, так как в ней представлено наибольшее количество различных методов и приемов изучения таблицы умножения.
Рассмотрев суть метапредметных результатов образования и приемы изучения таблицы умножения, мы можем придти к выводу, что в современном образовании не достаточно средств для формирования универсальных учебных действий.
Цель: определить наличие проблемы в формировании метапредметных результатов при изучении темы «Таблица умножения».
Для сбора и анализа проблемы была проведена беседа с учителем с целью выявления использования педагогами различных форм, способов формирования метапредметных результатов.
Исследование 1. Беседа с учителем.
Цель: выявить различные формы, способы формирования метапредметных результатов в начальной школе.
Целевая аудитория: преподаватель начальных классов МОУ «Лицей №3». (См. Приложение №1) Зыбина Марина Валерьевна.
Педагогу было предложено ответить на несколько вопросов. Вопросы были открытого типа. Анализ беседы показал следующие результаты.
На вопрос: «В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО предъявляются требования к формированию метапредметных результатов. Как Вы понимаете данное словосочетание?» учитель ответил так: «Это определенные результаты, умения и навыки, полученные в ходе образовательного процесса на базе одного или нескольких учебных предметов, и применяемые в реальных жизненных ситуациях».
На вопрос: «Содержание каких школьных предметов способствует формированию метапредметных результатов?» учитель ответил так «На мой взгляд, для достаточно полного развития метапредметных результатов, необходимо использовать методы и приемы, направленные на их формирование на большинстве предметов учебной программы».
На вопрос: «Какие метапредметные результаты можно формировать на уроках математики?» учитель ответил так: «На уроках математики есть возможность организовать работу по развитию большинства метапредметных результатов, но эффективнее всего, на мой взгляд, развиваются оценочные умения, умение контролировать свою работу, а так же коммуникативные умения».
На вопрос: «Как можно формировать метапредметные умения на примере одной узкой предметной темы таблицы умножения?» учитель ответил так «На мой взгляд, для формирования метапредметных умений и навыков в первую очередь необходимо использовать различные формы и приемы работы».
Исходя из ответов учителя, можно сделать вывод, что тема метапредметности в современном образовании для педагога нова и не до конца раскрыта. Об этом говорит, то, что педагог не назвал ни одного метода формирования метапредметных результатов в начальной школе.
Следовательно мы можем сделать вывод, что в данном классе существует проблема формирования метапредметных результатов.
Цель: определить наличие и частоту использования заданий, формирующих метапредметные результаты (познавательные и регулятивные) при изучении темы «Таблица умножения» и провести сравнительный анализ частоты использования заданий направленных на метапредметные результаты.
Таблица 1
Частота использования заданий направленных на формирование регулятивных умений
Метапредметные результаты |
В.Н. Рудницкая |
Э.И. Александрова |
И.И. Аргинская |
Планирование |
+ (0,3 %) |
+ (5,7 %) |
+(1,6%) |
Коррекция |
+ (0,8 %) |
+ (3,2 %) |
+(1,3%) |
Оценка |
+ (1,1 %) |
+ (3,2 %) |
+(2,1%) |
Саморегуляция |
- |
+ (2,5%) |
- |
Всего: |
2,2% |
14,6% |
5% |
Актуально о образовании:
Приемы работы по повышению умений и навыков решать текстовые
задачи младшими школьниками
В рамках формирующего этапа эксперимента нами были проведен в экспериментальном классе цикл уроков по математике. Система работы и подобранные задания были направлены на оптимизацию процесса обучения по формированию умений у младших школьников решать текстовые задачи, а именно предполагало выработа ...
Понятие, этапы и критерии исправления
В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и об ...
Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования
Полностью согласна с учеными, поставившими на первое место образования, - духовно-нравственное воспитание ребенка. Все остальное приложится. К сожалению, современный учитель поставлен в такие рамки, из которых «выбраться» подчас просто невозможно. Ведь предметник обязан подготовить детей к ЕГЭ, а з ...