С.Г. Воровщиков также предлагает в практике большей частью использовать термин «компетентность», а когда необходимо определить ее содержание – употреблять термин «компетенция» или «содержание компетентности».
А.В. Хуторской в понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), а в «компетентность» – владение, обладание соответствующей компетенцией. В соответствии с данным определением компетенция – это комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, компетентность – опыт в той или иной области.
Так как вопрос об «исследовательской компетенции», несомненно, важен и актуален, особенно в XXI веке, то на данном этапе существует большое число различных подходов к данному определению. Однако, в виду того, что это понятие является достаточно новым, выделить его объективное понимание довольно сложно. Как правило, большинство определений сходится в одном общем представлении об «исследовательской компетенции», как о совокупности определенных навыков проведения учебного исследования в рамках дополнительного образования.
И.И. Холодцова определяет понятие «исследовательская компетенция» как «заранее заданное социально значимое требование к самостоятельной познавательной деятельности, владению способами действий в нестандартных ситуациях, владению способами физического и духовного саморазвития, а также информационно-коммуникативными технологиями». Суть данного определения заключается в том, что «исследовательская компетенция» это не только комплекс определенных навыков, но и своего рода реакция на нестандартные ситуации, преодоление которых предполагает постоянное саморазвитие, которое отражало бы основные запросы современного общества.
По мнению Н.И. Плотниковой «исследовательская компетенция» – это способность и исследовательские умения, связанные с анализом и оценкой научного материала. Необходимо дополнить, что компетенция включает в себя не только способности, но и внутреннюю мотивацию, не входящую в понятие способности как таковой.
Е.В. Бережнова пишет, что «исследовательская компетенция» – это особая функциональная система психики и связанная с ней целостная совокупность качеств человека, обеспечивающая ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности». Данное определение очень точно отображает понятие «исследовательская компетенция» на психологическом уровне с учетом личностных качеств учащегося.
Согласно определению А.В. Хуторского, «исследовательская компетенция» – это знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях». В данном определении акцентируется внимание на содержании исследовательской компетенции и ее отражении в исследовательской компетентности.
Большинство исследователей рассматривают исследовательскую компетенцию учащихся преимущественно как конечный результат корректно составленной исследовательской деятельности (анализ и постановка результатов апробации эксперимента, организация написания научного труда и т.д.). На основе рассмотренных точек зрения ученых относительно понятия «исследовательская компетенция» мы выделяем свое определение. Мы рассматриваем исследовательскую компетенцию учащихся, как необходимое личностное качество учащегося, включающее в себя умения и навыки воспитания творчески активной личности, направленное на развитие способности и готовности к самообразованию.
Актуально о образовании:
Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для ...
Формы организации учебной деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы – фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...
Планирование занятий
При разработке годовых планов учебно-тренировочных занятий учебно-тренировочных групп необходимо реализовать следующие основные положения; · непрерывность и круглогодичность процесса тренировки; · четкое определение задач и содержания учебно-тренировочных занятий по отдельным периодам и этапам трен ...