Виды и формы детской агрессивности

Страница 2

О враждебной агрессии следует говорить, когда главной целью субъекта является причинение вреда, страданий жертве.

Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения определенной цели.

Австрийские ученные К. Додж и Н.Койн, работающие в том же научном направлении, что и Р. Зильман, провели серию эмпирических исследований, в ходе которых они следили и описывали поведение детей, склонных к проявлению агрессивности. Полученные результаты дали им возможность выделить следующие типы агрессивности, а именно: «реактивный» и «проактивный».

«Реактивная» агрессия, по мнению авторов, связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу.

«Проактивная» агрессия, по предположению авторов описывает поведение, направленное на достижение определенно позитивного результата.

Говоря о разнообразии теоретических подходов к проблеме классифицирования видов детской агрессивности, необходимо отметь, что эта область науки находится в непрерывном развитии и единой концептуальной классификации на данный момент нет. Тем не менее, каждая из них имеет право на существование.

В контексте рассмотрения вопроса детской агрессивности следует помнить о важности раскрытия темы, касающихся форм агрессивности. И.А. Фурман выделяет 2 формы детской агрессивности: социализированную и несоциализированную.

Социализированная агрессия. Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальный норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезмерно ярко выражают свои агрессивные эмоции. Такое поведение направленно на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добиваясь внимания от окружающих, дети сразу успокаиваются и прекращают проявление агрессивных реакций.

Несоциализированная агрессия. Дети обычно страдают различного рода психическими расстройствами, которые сопровождаются негативными состояниями. Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными характеристиками таких детей являются высокая тревожность, эмоциональная напряженность, склонность к возбуждению и импульсивному поведению.

Л.М. Семенюк провел ряд исследований, который касались выявления уровня взаимозависимости проявления различных форм агрессивного поведения, среди детей младшего школьного возраста и их принадлежностью к тому или иному социальному слою. Полученные в ходе исследования данные, представлены автором в виде таблицы.

Социальный слой

Формы агрессивности, %

Физическая

Косвенная

Вербальная

Негативизм

Из рабочей среды

70

45

50

30

Из среды строителей

65

55

60

40

Из среды сельского труженика

67

60

65

20

Из среды малоквалифицированных подсобных рабочих (прачка, уборщица)

30

65

75

50

Из среды служащих среднего звена

40

45

75

60

Из среды руководящего работника

60

67

35

90

Из среды торговых работников, коммерсантов

20

30

25

10

Из среды интеллигенции (учителя, врача, инженера)

25

40

55

80

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования
педагогический школьник внеклассный образование Содержание и многообразие форм учебно-воспитательного процесса в их единстве позволяет заинтересовать и вовлечь детей в систему дополнительного образования. Разнообразие форм даёт возможность увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на сознани ...

Классификации проблемных ситуаций, пути и способы их создания
Опыт показывает, что имеется уже свыше 20 классификаций проблемных ситуаций. Психологический подход осуществлен А. М. Матюшкиным. Он разработал классификацию проблемных ситуаций в наиболее общем виде, в основу ее положено действие, которое является главным элементом поведения человека, его деятельн ...

Исторические аспекты проблемного обучения
Мышление необходимо человеку, прежде всего для того, чтобы все более глубоко отражать непрерывно изменяющиеся условия жизни деятельности. В силу своей постоянной изменчивости эти условия неизбежно оказываются новыми, а все новое необходимо является вначале неизвестным. Таким образом, в процессе пои ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru