В данном параграфе представлены занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.
Занятие в старшей группе на упражнение в подборе слов для характеристики предмета.
Программное содержание. Закрепление знаний о слове: слова разные, они звучат, произносятся друг за другом. Учить детей вслушиваться в слова, сходные по звучанию. Упражнять в самостоятельном подборе слов и четком произнесении звуков в них. Подбор разных слов к предмету (существительных - названий игрушек, прилагательных к слову мишка).
Ход занятия
Педагог показывает детям двух играющих мишек.
- Посмотрите на эти две игрушки. Что можно про них сказать?
- Это мишки.
- Верно, это мишки. Только этот мишка какой?
- Большой.
- А этот?
- Маленький.
- А как можно назвать этого маленького мишку по-другому? Ведь они разные, а мы и одного и другого называем одним словом мишка. (Воспитатель жестом показывает на мишек, подчеркивая разницу в величине.)
- Какое другое слово можно подобрать для этого мишки? (Показывает на меньшего.) Каким словом можно его назвать, чтобы показать, что он маленький?
- Мишенька,- предлагает Саша.
- Правильно, мишенька. Какое ласковое слово предложил Саша, и звучит оно приятно: «Мишенька»! Молодец, Саша. А как по-другому можно сказать?
- Мишутка,- говорит Таня.
- Удачное слово: мишутка!
- Медвежонок,- добавляет Толя.
- Очень хорошо! Теперь-то понятно, о каком мишке мы говорим. Если скажем слова мишенька, мишутка или медвежонок, значит, мы говорим об этом маленьком мишке, а большой будет просто мишка.
Педагог убирает маленького медвежонка в сторону, а большого сажает на край стола.
- Посмотрите, дети, на мишку и подумайте, как можно сказать про него, какой он. Я вспомнила такое слово: любимый; мишка любимый. Теперь предлагайте ваши слова: мишка какой?
- Плюшевый, хороший, неуклюжий, косолапый, лохматый, коричневый, большой, красивый.
- Вот сколько разных, интересных слов вы подобрали к слову мишка!
- А это что за зверек? (Показывает игрушку-мышку) Правильно, это мышка, маленький зверек, живет под полом. Мишка и мышка. Это разные животные, и называю я их тоже по-разному, вслушайтесь в эти слова: мишка - мышка.
- М-иии-шка. М-ыы-шка. (При произнесении этих слов интонационно подчеркивается разница в звучании ы и и.)
- Вот какие интересные по звучанию слова нам встретились, произнесем все вместе, еще раз. Очень хорошо!
- А вот еще два слова, они похожи друг на друга и не похожи, послушайте: кит-кот, к-ии-т, к-оо-т. Произнесите их так же. (Слова произносятся детьми 2-3 раза.)
- А вот как по-разному и в то же время похоже звучат еще два слова - мак и рак: ммм-ак, рррр-ак. Произнесите эти слова.
(При назывании слов кит - кот усиливается произнесение гласных звуков, при произнесении слов мак - рак внимание детей акцентируется на первых согласных звуках.)
- Я назову, дети, одно слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию,- говорит педагог,- резина.
- Корзина,- говорит кто-либо из детей.
Педагог. Шина.
Ребенок. Машина. И т. д.
Особо поощряются самостоятельные поиски детей в нахождении уже двух созвучных слов.
Далее детям предлагается игра «Отгадай, из какой песни слова?». Один ребенок выходит из комнаты. Педагог договаривается с остальными детьми, из какой песни они назовут слова и в какой последовательности будут предлагать их водящему. Кто-то из детей называет слова из песни «Солнечный круг»: «Пусть всегда будет солнце». Дети делятся на четыре отряда, каждый отряд произносит лишь одно слово, но не в том порядке, как в песне. Водящий определяет название песни и произносит слова в нужном порядке. Кто-нибудь из детей у доски графически изображает последовательность произнесения слов в песне, а остальные - у себя на столах при помощи счетных палочек.
План занятия на тему «Деление слов на слоги»
Оборудование: игрушки (мяч, кукла Маша, грибы, шары), картинки (названия нарисованных на них предметов состоят из одного-двух слогов).
Ход занятия
Воспитатель произносит предложение: Кукла Маша спит.
Дети повторяют его, устанавливают, сколько в нем слов, какое слово первое, второе, третье.
Потом воспитатель произносит по слогам слово Маша (Ма-ша), дети устанавливают, сколько в нем частей (две), какая первая часть (Ма), какая вторая (ша).
Воспитатель обращает внимание на то, что при произнесении этого слова рот широко открывается 2 раза,- значит, здесь 2 части.
Потом просит поставить локоть на стол, подпереть рукой подбородок. При произнесении слова подбородок дважды ударяется о руку,- значит, в слове 2 части. Так можно установить количество частей в словах роза, маки, мак, мяч и т. д.
На следующем занятии можно взять для анализа слова осы, кукла, санки, чашка, сумка, кошка, кот, мышка, куры, кони и др.
Постепенно воспитатель на последующих занятиях вводит слова, состоящие из трех-четырех частей (слогов): барабан, молоко, макароны и т.д.
Актуально о образовании:
Место и роль художественного образования и
воспитания в историческом развитии культуры
Первый исторический тип организации жизни человечества - первобытное общество - характеризуется глобальным синкретизмом, проявляющимся во всех сферах бытия «доисторического» человека. Введение ребенка в мир культуры первобытности происходило в процессе воспитания-научения-образования, слитых в един ...
Морфологический анализ
Морфологический анализ (метод морфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи и последующем систематизированном получении их сочетаний (комбинировании). Относится к эвристическим методам. Метод разработан швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Благодаря э ...
Рабочий план
Рабочий план составляют на основе учебного плана и программы. Он может быть тематическим (материал излагается по темам, которые могут быть включены в несколько занятий в методической последовательности) и поурочным. Рабочий план составляют на полгода, три или один месяц (в зависимости от условий за ...