Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речитативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа.
Сравним по контрасту эти сцены — гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй — мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркестров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радостной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.
П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности.
Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.
Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).
Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музыкальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощущением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.
Народная музыка — источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе:
Ø обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
Ø обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
Ø диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
Ø интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
Ø опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
Актуально о образовании:
Метод проектов как актуальная
проблема периода реформы образования. История проектной деятельности
В современном интегрированном обществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь общением в традиционном достаточно замкнутом социуме: учителя, друзья, семья. Телекоммуникации распахивают окна в широкий мир. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам сетей и имею ...
Межпредметные связи в курсе школьного предмета химии
Межпредметные связи – это современный принцип обучения в средней школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и естественно-гуманитарного циклов и их связь с трудовым обучением школьников. По определению Д. П. Ерыгина: «Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую с ...
Значение метода проектов в процессе ознакомления с этнокультурой
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та ...