Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Новое о образовании » Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии » Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Страница 7

Второй вариант предполагает, что учащиеся должны использовать сформированные ранее практические умения в новых условиях. Речь может идти о рассмотрении известных учащимся сведений о свойствах на примерах других веществ. Например, задание может быть следующим: экспериментально подтвердите, что морская вода является смесью веществ. Для выполнения задания учащиеся опираются на знания о способности воды при незначительном нагревании переходить в газообразное состояние (испаряться) и отсутствии такой способности у соли.

В третьем случае, оттолкнувшись от результатов проведенного эксперимента (практических умений), учитель путем вспомогательных вопросов подводит учащихся к выводу новых для них закономерностей. В результате опыта по разложению пероксида водорода, продемонстрированного учителем, учащиеся приходят к выводу о том, что это вещество является сложным, и что при разложении сложных веществ могут образовываться как простые, так и сложные вещества.

Четвертый вариант предполагает подтверждение известных учащимся сведений или изложенных учителем фактов в ходе проведения опыта. Например, выполнявшийся в начальной школе опыт с растворением веществ (сахара или соли), но проведенный с использованием другого вещества (перманганата калия), позволяет учащимся на основе собственных наблюдений практически самостоятельно подойти к выводу о существовании невидимых частиц, за счет которых и происходит окрашивание раствора.

Предложенная последовательность введения приемов объясняется логикой процесса мышления, а также необходимостью постепенного усложнения действий, осуществляемых учащимися.

Введение приема в практическую деятельность осуществлялось учителями в две стадии.

На первой стадии, в ходе приема «напоминание», активная позиция принадлежит учителю: он напоминает, он приводит примеры, показывает модели и т.п. Учащиеся вспоминают и на репродуктивном уровне воспроизводят. В ходе приема «актуализация» учитель помогает учащимся осознать наличие у них необходимых знаний для ответа на вопросы или выполнения заданий.

Вторая стадия начинается с приема «конкретизация». В этом приеме, (как и в первом приеме на первой стадии) активная роль принадлежит учителю: он уточняет и углубляет знания, но для этого уже привлекает новый, не знакомый учащимся материал. Само название следующего приема указывает на то, что учащиеся применяют свои знания в незнакомой ситуации, что требует от них перехода на более высокий – творческий уровень мышления.

Таким образом, формирование у учащихся систематических и системных знаний о веществе не может произойти спонтанно, а требует направленной на это деятельности учителя. Для этого в рамках предлагаемой методики при изложении логически выстроенного нового материала учителям предлагалось использовать комплекс методов обучения и приемов работы, направленных на применение имеющихся у учащихся знаний о природе. Такой подход к преподаванию позволял помочь учащимся установить логические связи между изученными явлениями и понятиями, выявить общее и специфическое в них, органически объединить имеющиеся знания с новыми, применить сформированные понятия и полученные навыки в новой ситуации, организовать их закрепление.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 


Актуально о образовании:

Психолого-педагогические основы методического решения, проблемы формирования пространственного мышления учащихся основной школы
Прежде, чем говорить о пространственном мышлении и его сущности, необходимо понять что же такое мышление, какие его виды бывают каковы их особенности. Известный советский психолог А.Н. Леонтьев обоснованно считал, что «жизненный, правдивый подход к воспитанию – это такой подход к отдельным воспитат ...

Формирование у учащихся умения самостоятельно пополнять знания
В настоящее время большую актуальность приобретает развитие у учащихся на уроках химии умения самостоятельно пополнять свои знания. Решение этой педагогической проблемы требует от учителя повышения всего научно-методического уровня обучения, оптимального использования внутри- и межпредметных связей ...

Анализ результатов опытно – экспериментальной работы
Заключительным этапом опытной работы стало повторное исследование уровня самостоятельности учащихся 1 класса для проверки эффективности проделанной работы. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе. Был проведен опрос учащихся, целью которого было выявить представлен ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru