Проблемное изложение предполагает активную самостоятельную, познавательную деятельность учащихся, направленную на разрешение проблемных ситуаций, предложенных учителем.
Данный метод применим при изучении тем, которые, по причине кажущейся простоты вопроса, его спорности или многовариантности путей решения задания, требуют специальной активизации мыслительного процесса учащихся. Важную роль при использовании этого метода играют действия учителя, который в зависимости от ситуации может:
· подвести учащихся к противоречию и предложить им его разрешить;
· изложить различные точки зрения по данной проблеме, чтобы учащиеся выработали свое решение;
· предложить учащимся рассмотреть проблему с изложением разных точек зрения;
· сформулировать задачи с неполными, ограниченными данными или с заведомо допущенными ошибками, которые учащиеся должны найти и решить.
Крайне важно при использовании этого метода добиваться от учащихся доказательности в высказываемых суждениях, прогнозирования этапов исследования, шагов рассуждения и т.п.
Например, в начале урока «Движение частиц» учитель предлагал учащимся продумать ответ на вопрос: почему, если положить кусочек сахара на дно стакана с водой, то через некоторое время сладкий вкус ощущается во всем объеме воды? В ходе рассуждений учащиеся приходят к мысли, что частицы сахара двигаются. От чего зависит скорость движения и можно ли повлиять на нее? Учащиеся отмечали, что скорость движения может зависеть от температуры. В качестве доказательств своих предположений учащиеся отмечали, что в горячей воде сахар растворяется быстрее. Ответ на вопрос: «Почему же при повышении температуры скорость движения увеличивается?» учащимся было предложено обдумать дома. Продолжением урока стало обсуждение других примеров и доказательств движения частиц. Отвечая, учащиеся называли распространение запаха, нагревание металлов и др.
Частично-поисковый (эвристический) метод позволяет раскрывать шаги рассуждений и поиска, связь между ними и формировать готовность учащихся к самостоятельному установлению связей. Более продуктивным использование данного метода будет для тем, в которых учащимся предлагается пройти путь ученого-практика: идея – выдвижение гипотезы – эксперимент – анализ результатов – подтверждение или опровержение гипотезы - вывод - создание теории.
Урок по такой схеме был проведен по теме: «Малые размеры атомов и молекул». В начале занятия учитель задает вопросы: «Почему морская вода соленая? Это одно вещество или два?» При ответе учащиеся выдвигают гипотезу о существовании в воде частиц соли и о том, что морская вода - это природная смесь. Но как это подтвердить? Предлагалось провести эксперимент (учащимся напоминалось при этом, что именно практика – критерий истины). Например, нагреть соленую воду и выпарить. Учитель напоминает учащимся, что если после купания в море не вытираться полотенцем, а постоять на солнце, то на коже выступят частицы соли, которые до этого были не видны. В заключение была проанализирована выдвинутая на начальном этапе гипотеза и сформулированы выводы, на основании которых учащиеся (с помощью учителя) выдвинули теорию, что смеси можно разделять, зная различия в свойствах веществ: вода испаряется, а соль нет.
Исследовательский метод предполагает самостоятельный поиск связей между знаниями и между явлениями, в этих знаниях отраженными. Чаще всего этот метод используют при выполнении заданий творческого характера на установление связи и выявление закономерностей между существующими фактами. Например, выявление зависимости свойств от состава и строения веществ, установление различий в строении веществ, находящихся в различном агрегатном состоянии.
Актуально о образовании:
Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...
Эффективность уроков, проведенных по модульной
технологии
Педагогические исследования шести разработанным модульных уроков по темам: "Коррозия металлов", "Соединения металлов. Оксиды и гидроксиды металлов", "Соли металлов", "Качественное обнаружение металлов", "Нахождение металлов в природе", "Практич ...
Особенности использования
дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...