Методы обучения самостоятельной работе учащихся на уроке

Страница 2

применять приобретенные понятия к изучению нового материала для осознания и решения новых учебных и воспитательных задач – использовать и закреплять ранее приобретенные понятия.

Методом обучения называют совокупность средств и приемов, при помощи которых учитель вооружает учащихся знаниями и умениями, а также формирует у них мировоззрение.

Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над учебником и книгой, к различного рода самостоятельным письменным работам, к работе в кабинете, в лаборатории. Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания в меру овладения определенным курсом знаний.

Таким образом, от учителя химии требуется, чтобы он и сам излагал учебный материал, и приучал учащихся работать самостоятельно. В связи с этим требованием методы обучения химии можно разделить на две группы: 1) методы изложения и 2) методы самостоятельной работы.

В школах наиболее часто применяются: методы изложения учебного материала учителем с использованием рассказа, лекции, беседы, экскурсии, демонстрационных опытов и других средств наглядного обучения, методы самостоятельной работы – лабораторные работы, практические занятия, решение химических задач и работа с литературными источниками.

При использовании методов учебной работы по химии следует исходить из следующих принципов.

Нормально организованный учебный процесс требует применения не какого-нибудь одного, универсального метода, а всего разнообразия существующих методов.

Чем разнообразнее методы преподавания, тем восприятие учащимися учебного материала более всесторонне, а следовательно, более осмысленно, более прочно. Одно дело, если учащиеся с каким-либо веществом познакомятся только по описанию в учебнике, и другое дело, если учитель об этом веществе еще красочно (с соответствующими демонстрациями), расскажет, покажет его (на экскурсии) в природных условиях и предложит учащимся с этим веществом провести самостоятельную работу.

Все методы, не только методы самостоятельной работы, должны максимально возбуждать активность учащихся. Особенно важно, чтобы они возбуждали активность не только моторную, но и мыслительную.

Если используется даже наиболее активный метод, например экспериментальная работа самих учащихся, но при этом живая мысль учащихся не возбуждается, то этот метод своей основной учебно-воспитательной цели все-таки не достигает.

Все методы должны обеспечить не только сознательное прочное усвоение учащимися основ химии, но и воспитывать у них умения наблюдать, слушать, а главное мыслить – заложить прочный фундамент сознательного приобретения предусмотренных программой знаний и умений.

В каждом отдельном случае требуется наиболее рациональный метод. Выбор метода обуславливают: содержание и общий характер учебного материала, степень развития и предварительная подготовка учащихся, а также конкретные условия данной школы (наличие химического кабинета, обеспеченность приборами, реактивами и другими необходимыми материалами). Самое опасное в этом случае – шаблон: использование почти во всех случаях одного и того же метода. Вопрос о выборе метода, способа и приемов обучения всегда решается конкретно и осмысленно.

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную.

Организация учебной работы учащихся на уроке в школе теснейшим образом связана с формированием и укреплением классного коллектива. Этой цели соответствует фронтальное обучение, при котором коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы.

Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
монтессори обучение школа педагогический Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все о ...

Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...

Временные и количественные изменения словаря ребенка
Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует: 0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения к ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru