Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования направлен на совершенствование системы начального образования и решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо отметить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний, но и, прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление углубленной самостоятельности. Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развивать способности к сотрудничеству. Поэтому, современный урок должен быть результативным, действенным, имеющим непосредственное отношение к интересам ребенка, его родителей, общества, государства. На таком уроке, на первом месте – не формальное следование устоявшимся стереотипам, а организация самостоятельной деятельности детей, в которой учитель выступает в роли организатора, консультанта, направляющего. Перед учителем стоит важная задача, достижение современного качества образования.
Одним из требований нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта к результатам обучающихся начальной школы является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Особый вклад в развитие проблемного обучения внесли: А.Н. Матюшкин, который разработал положение о роли проблемных ситуаций, и М.И. Махмутов, определивший логику (этапы) проблемного обучения и пути решения учебных задач.
И.Я. Лернер и М.К. Скаткин классифицировали методы проблемного обучения на основе принципа возрастающей степени самостоятельности учащихся: проблемное изложение знаний, частично-поисковый метод, исследовательский метод. Наиболее существенную роль в развитии теории проблемного обучения сыграла концепция американского психолога Дж. Брунера. В ее основе лежат идеи структурирования учебного материала и доминирующей роли интуитивного мышления в процессе усвоения новых знаний.
Несмотря на теоретическую разработанность рассматриваемой темы, в практике обучения, в частности младшей школы, существует немало недостатков. По мнению Махмутова М.И., основные трудности связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для педагогической теории практики обусловили выбор темы «Характеристика проблемно-поисковых методов обучения и их использование в обучении учащихся начальных классов».
В соответствии с названной темой мы определим ее научный аппарат.
Объект исследования:
проблемное обучение как педагогический процесс.
Предмет исследования:
процесс использования проблемно-поисковых методов в обучении как средство развития мышления детей.
Цель исследования:
теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения проблемно – поисковых методов обучения в начальной школе.
Гипотеза:
уровень мышления младших школьников повышается при условии использования на уроках системы заданий с разной степенью проблемности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены его задачи
:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) раскрыть сущность проблемно-поисковых методов обучения и их роли в развитии мышления младших школьников;
3) проанализировать реализацию проблемного обучения на уроках в начальной школе;
4) выявить, способствует ли проблемное обучение развитию мышления школьников.
Для решения намеченных задач использовались теоретические и эмпирические методы исследования, такие как анализ психолого-педагогической литературы, сопоставительно-сравнительный анализ разных точек зрения по проблеме, метод обобщения и анализа передового педагогического опыта.
Актуально о образовании:
Организация дифференцированной самостоятельной работы
В основе организации самостоятельной работы студентов І группы (Н) лежат воспроизводящие работы по образцу(репродуктивная деятельность), необходимые для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закреп ...
Образовательные
телекоммуникационные проекты
Образовательные телекоммуникационные проекты − это совместная учебно-познавательная деятельность учащихся – партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель и согласованные методы ее достижения. Выбор телекоммуникационных проектов определяется следующими ...
Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...