- процессуально-
событийный блок, объединяет все виды и формы совместной деятельности, все педагогические процессы, функционально обеспечивающие движение к достижению поставленных целей; блок отношений, возникающий из контекста взаимодействия людей в ходе совместной деятельности;
- координационно-
управленческий блок, который формируется из совокупности действий и мер, обеспечивающих целенаправленность и непрерывность функционирования и развития системы педагогической поддержки как целостного организма, пространственно-
временной блок представляется координатами расположения системы во времени и пространстве. Его содержание обусловлено средой с ее типовыми и специфическими характеристиками, а так же циклами жизнедеятельности системы.
Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный. эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.
Школьнику нужна педагогическая поддержка, чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
В проблемы, которые решает педагогическая поддержка, попадают вопросы из разных сфер жизнедеятельности школьника – это и здоровье, и учёба, и общение, и творчество, и досуг. В каждой сфере она приобретает свой неповторимый облик.
Таблица 1. Модель педагогической поддержки
Препятствия | ||
Социальные (средовые) |
Субъективные (личностные) |
Материальные |
Источник препятствий школьная и внешняя среда (друзья, семья, сверстники, работники школы, социокультурная атмосфера). |
Источник препятствий когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая, компоненты структуры личности. |
Источник препятствий степень материально-технического обеспечения образовательного процесса (учебники, оборудование, технические средства); материальное благосостояние ребенка в семье. |
Направления педагогической поддержки:
1. Оказание помощи обучающимся в принятии решения и разрешения проблем;
2. Поддержка обучающихся в трудной жизненной ситуации;
3. Выявление и контроль тех обучающихся, которые находятся в ситуации риска или испытывают чье-либо давление;
4. Координация работы с детьми внутри и вне школы.
Таблица 2. Тактики педагогической поддержки
1. Тактика помощи Разблокировать собственную активность ребенка. |
2. Тактика защиты Выстроить пространство взаимодействия с ребенком, где нет угрозы его достоинству. |
3. Тактика содействия Развитие способности ребенка совершать выбор и видеть диапазон возможностей, заложенных в каждой ситуации, содействие в преодолении страха перед неизвестным. |
4. Тактика взаимодействия Создание условий, в которых ребенок овладевает логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности. |
Актуально о образовании:
Анализ результатов работы по формированию графо-моторного
навыка
Целью контрольного эксперимента является оценка эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по формированию графо-моторных навыков у дошкольников с ОНР. Контрольный эксперимент проводился в конце апреля 2011 г. Выполнение методики оценки графо-моторной функции по М.М. Безруких у де ...
Познавательная деятельность, ее структура
СХЕМА 1. ПОТРЕБНОСТИ Познавательная МОТИВЫ деятельность ЦЕЛЬ Совершенствование процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности – одной из основных форм деятельности школьника. Полноценная познавательная деятельность влияет на формирование личности ученика, спосо ...
Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования
Полностью согласна с учеными, поставившими на первое место образования, - духовно-нравственное воспитание ребенка. Все остальное приложится. К сожалению, современный учитель поставлен в такие рамки, из которых «выбраться» подчас просто невозможно. Ведь предметник обязан подготовить детей к ЕГЭ, а з ...