Как взаимодействуют неметаллы с азотной кислотой? Приведите уравнения реакций.
Какие еще соединения азота вам известны?
Как называют соли азотной кислоты? Каковы их физические свойства?
Какие нитраты являются удобрениями?
Какие способы получения нитратов вам известны? Составьте уравнения реакций.
Как могут разлагаться нитраты при нагревании? Напишите уравнения реакций разложения KNO3, Cu(NO3)2 и AgNO3.
Почему нитраты могут быть окислителями?
Как отличить нитраты от других солей?
Какие вещества называют удобрениями?
Какие виды удобрений вам известны?
Перечислите важнейшие удобрения каждой группы.
Какие элементы составляют семейство азота?
Как изменяются свойства элементов группы Vа и их соединений с увеличением атомного номера? Почему?
Рассмотрим в качестве примера разработки некоторых уроков по теме «Производство азотной кислоты».
Урок по теме «Получение азотной кислоты»
Цель урока: Рассмотреть процесс получения азотной кислоты в лабораторных условиях, изучить и закрепить химизм процесса.
Приборы и материалы: штатив, реторта, воронка, тубус, резиновая пробка, чашка с холодной водой, печь или спиртовка
Реактивы: концентрированная серная кислота, 15-20 г. нитрата натрия.
Собрать прибор по рисунку 3. В реторту поместить 15-20 г NaNO3 и прилить через воронку, вставленную в тубус столько концентрированной H2SO4, чтобы она покрыла соль. Закрыть тубус стеклянной или резиновой пробкой и опустить конец реторты в сухую колбу, помещенную в чашку с холодной водой. Осторожно нагревать реторту. Когда в приемнике соберется несколько миллилитров кислоты, нагревание прекратить и, дав реторте охладиться, разобрать прибор. Кислоту сохранить для следующих опытов. Объяснить появление у нее окраски
Остерегаться попадания HNO3 на одежду или на руки: она быстро разрушает ткань, а на руках появляются желтые пятна и ожоги.
Написать уравнение реакции:
H2SO4 + NaNO3 ® HNO3 + NaHSO4
Вопросы: Почему реакция проводят при несильном нагревании?
Сделайте вывод о проведенной работе.
Практическая работа на тему «Азотная кислота и ее соли»
Цель урока: Научиться применять полученные знания о свойствах азотной кислоты и ее солей на практике.
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос:
- Какие реакции называют окислительно-восстановительными?
- Какие химические свойства HNO3 вы знаете?
- Дождевая вода после грозы содержит следы азотной кислоты. Чем это объясняется?
III. Индивидуальный опрос
1-й учащийся - задание №
2-й учащийся - задание №
IV. Самостоятельная работа
На оставшееся время учитель раздает всем карточки с тремя заданиями, два из которых уже разбирались на уроке, а третье задание - творческое, направлено на выявление дополнительных знаний по данной теме.
Например, такая карточка может выглядеть следующим образом:
Актуально о образовании:
Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...
Из истории возникновения и развития тестов когнитивных
способностей
Дж. Кэттелл предложил термин «умственный тест» в 1890 г., но еще до этого Ф. Гальтон разработал набор простейших умственных тестов. Тесты Кэттелла, предназначавшиеся для студентов американских колледжей, измеряли скорость психических реакции, сенсорное различение и словесные ассоциации. Эти тесты, ...
Анализ программ математических кружков
Мною было рассмотрено 10 планов проведения кружковых занятий для 5-6 классов на одно полугодие. Математика в школе 6 выпуск 1971 г.: воспитать у детей желание и потребность заниматься математикой, возбуждать, поддерживать и развивать у учащихся интерес к математике. (пересечение и объединение множе ...