Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.
В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.
Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).
При обследовании монологической речи повествовательного типа:
Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.
Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?
Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.
При обследовании монологической речи описательного типа:
Умеет ли ребенок определять объект речи.
Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:
1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;
2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).
С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).
Методика 1.
Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.
Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).
Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.
Первый этап.
Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».
Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).
Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»
Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).
Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.
Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.
Анализ результата.
Второй этап.
Актуально о образовании:
Модернизация образования
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов в области образования, других норматив ...
Метод диалогического изложения
Метод диалогического изложения
представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятель ...
Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...