Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников.
Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада №34 города Смоленска.
В исследовании приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы.
Целью констатирующего этапа исследования было выявить уровень связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии сформированности связной монологической речи у детей 6-7лет;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3)провести диагностику уровня сформированности связной монологической речи у детей 6-7 лет.
Для определения уровня сформированности связной монологической речи использованы критерии, предлагаемые в своих исследованиях (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).
При обследовании монологической речи повествовательного типа:
Умеет ли ребенок выстроить правильную последовательность картинок, объединённых единым сюжетом.
Способен ли вычленить главную тему (идею) своего рассказа через вопрос: «О чем будет твой рассказ (сказка)?
Может ли доказать правильность своей логики (через собственный рассказ).
Выявление умения ребенка ориентироваться в структуре повествовательного текста, т.е. умение выделять начало, середину и конец произведения.
При обследовании монологической речи описательного типа:
Умеет ли ребенок определять объект речи.
Выдерживать элементарную логику описания предмета, которая проявляется в последовательном перечислении признаков, относящихся к следующим группам:
1-я группа – внешние (телесные) признаки: качества и свойства;
2-я группа – внутренние (скрытые) признаки: целевое назначение (для чего создан предмет) и функция (как пользоваться, использовать объект).
С целью изучения особенности формирования связной монологической речи у детей седьмого года жизни мы использовали следующие методики (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук).
Методика 1.
Цель:Изучение особенностей повествовательных высказываний.
Оборудование:серия сюжетных картинок «Трусиха» (по первому этапу обследования), текст сказки «Курочка, мышка и тетерев» (по второму этапу обследования), тетрадь, ручка или диктофон (см. приложение).
Проведение обследования: обследование включает в себя два этапа.
Первый этап.
Педагог выкладывает перед ребенком четыре картинки с последовательным развитием действия в произвольном порядке и говорит: «Картинки перепутались, но в них спрятался рассказ (сказка). Разложи картинки в той последовательности, в какой развивались события в рассказе».
Фиксируется, в какой последовательности ребенок выложил картинки (по номерам картинок).
Педагог задает ребенку вопрос: «О чем этот рассказ?»
Ответ ребенка коротко записывается; обращается внимание на степень развернутости ответа (например:«Этот рассказ про девочку, мальчика и собаку»; «Этот рассказ про то, как девочка не испугалась большую, страшную собаку»).
Педагог просит ребенка рассказать этот рассказ.
Рассказ дословно записывается в тетрадь или на диктофон. Педагог благодарит ребенка.
Анализ результата.
Второй этап.
Актуально о образовании:
Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные
произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...
Исследование графо - моторных навыков у дошкольников с ОНР и
анализ полученных результатов
недоразвитие речь дошкольник письмо коррекционный Методика оценки графо-моторных функций по М.М. Безруких оказалась достаточно сложным заданием для дошкольников. Отмечались следующие ошибки учеников экспериментальной группы. При выполнении заданий 1-6 линии неровные, дрожащие, или очень слабые, или ...
Актуальные проблемы физического развития детей в современных
условиях
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем растет число детей, которым необходима спе ...