Формы организации учебной деятельности на уроке

Страница 10

мальчики и девочки, ученики из разных общественных слоев и этнических групп учатся работать вместе, приобретают опыт поведения в малознакомой субкультурной обстановке.

Распределение учащихся по разнородным группам – задача учителя. Для этого можно, например, заранее заготовить списки членов групп и разложить их на рабочих местах. Ученики в соответствии со списком быстро находят свою группу и свое рабочее место. Этот способ можно использовать и при изменении состава. Необходимо помнить: учитель, который читает списки распределения учеников по журналу, работает крайне неэффективно.

Часто ученики предлагают состав групп сами. Учитель, согласившийся на такое распределение, должен быть готов к появлению в классе определенной иерархии отношений (“наши” и “не наши”).

Иногда учитель формирует группу случайным образом. Однако при всех своих достоинствах образование групп по жребию (учащиеся тянут билетики с номерами групп) может привести к появлению очень слабых групп, которые будут всегда отставать от остальных. Руководить работой класса, где соседствуют сильные и слабые группы, труднее.

Количественный состав группы

Объективное преимущество работы учащихся в группах связано с увеличением возможностей для каждого школьника занимать активную позицию в коммуникации. Поэтому желательно, чтобы состав группы был минимальным. В то же время количество групп в классе должно быть небольшим из соображений управляемости. Оптимальной является группа из четырех человек. В такой группе легко организовать работу парами, и она имеет все преимущества пар. Группа из трех человек менее предпочтительна. Как известно из теории малых групп, здесь всегда выделяется пара. Поговорка “Третий – лишний” имеет весомое научное подтверждение.

Не исключено, что количество школьников в классе не делится на четыре. Если остался один ученик, надо присоединить его пятым к той группе, где он будет лучше всего учиться или помогать остальным. Если лишних двое, следует разбить четверку и образовать две группы по три человека, но сделать так, чтобы эти группы чувствовали себя группой из шести человек, разбитой пополам (например, менять между ними партнеров при работе парами). Если лишних трое, надо создать одну группу из трех человек.

Мальчики и девочки должны быть представлены в каждой группе поровну. Если в группе только одна девочка или один мальчик, они получают неоправданно большое внимание. Если же число мальчиков и девочек в классе не одинаково, следует сформировать столько групп “2:2”, сколько получится, а в остальные включить только мальчиков (или только девочек).

Подбор членов группы

Каждый учитель вольно или невольно – знаток групповой динамики. Он не будет объединять в группу школьников, которые абсолютно несовместимы или, напротив, закадычные друзья. Ниже приводятся две процедуры подбора членов группы, которые зарекомендовали себя на практике. Если у учителя нет собственного отработанного приема, можно использовать один из них.

Подбор из упорядоченного списка. Процедура состоит из четырех шагов.

Шаг 1. Составьте список класса, в котором на первом месте будет самый сильный ученик, на втором – равный ему или чуть слабее, не третьем – равный второму или чуть слабее и т.д. На последнем месте будет самый слабый ученик.

Шаг 2. Включите в группу первого и последнего учеников, а также двух учеников из середины списка. Проверьте, выполняется ли в группе условие “2:2”. Если нет, замените мальчиков и девочек, пользуясь серединой списка. Проверьте, есть ли в группе абсолютно несовместимые ученики или закадычные друзья. Сделайте соответствующую замену. Группа сформирована.

Шаг 3. Исключите из списка учащихся тех, которые попали в группу. Если в списке осталось больше четырех учеников, перейдите к шагу “2”.

Шаг 4. Объедините оставшихся учащихся в группы по три (или пять) человека.

Подбор группы под лидера. Эта процедура особенно хороша для учителя, ведущего классное руководство. Она помогает создать в классе доверительную атмосферу, способствует сближению одноклассников.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Актуально о образовании:

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку
Нами была разработана и апробирована авторская методика по развитию исследовательских умений, навыков и способов деятельности. На сегодняшнем этапе развития школьного образования большинство школ города имеют недостаточный уровень сформированности исследовательских умений, так как обучение ведется, ...

Метод проектов
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательно ...

Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и методов педагогического влияния на правосознание преступников. Для получения положительных результатов важно ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru