Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии

Новое о образовании » Эмоциональные проявления детей на музыкальные произведения » Подходы к музыкальному развитию в отечественной психологии

Страница 2

Этими внешними реакциями и следует руководствоваться в выборе музыкальных пьес для воспитания ребенка».

В.М. Бехтерев подошел к постановке проблемы не только с физиологических позиций. Музыкальное развитие понимается им как эстетическое, в его наиболее широком и разностороннем значении. В.М. Бехтерев рассматривает и то, что влияет на музыкальное развитие и те процессы, которые происходят при этом. Автор говорит об отборе музыки, о последовательности ее усложнения, о музыкальных инструментах, на которых лучше исполнять музыку для детей (цимбалы, органчики, аристон, граммофон, фортепиано), о музыкальных игрушках.

Наиболее актуальной остается характеристика процессов музыкального переживания ребенка. Прежде всего подчеркивается его многосоставность: развитие музыкального слуха, формирование эстетических чувств, вкуса – все это входит в понятие «музыкальность».

В.М. Бехтерев стремился к объективности изучения музыкального переживания ребенка, что выгодно отличало его характеристику от рассуждений умозрительных или основанных на эмпирическом опыте. Метода его исследования сводилась к двум типам: 1) наблюдения за непосредственными реакциями ребенка на музыку различного характера; 2) применение приборов для измерения дыхательных и сердечно-сосудистых реакций ребенка.

В целом работы В.М. Бехтерева играют значительную роль в решении проблемы музыкального развития.

Существуют разные взгляды на музыкальное развитие.

Сторонники одной из идеалистических теорий признают существование неизменных врожденных задатков. Внешние условия могут лишь способствовать развитию природных данных или тормозить их.

Детское восприятие музыки обычно исследуется с позиции психологии или педагогики. Можно назвать работы целого ряда исследователей, посвященные вопросам развития музыкального слуха, певческого голоса и музыкального восприятия детей. Это, например, работы С.Н. Беляевой – Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, Л.А. Гарбера, Г.А. Ильиной, Е.А. Мальцевой, Т.А. Репиной, это статьи в сборнике «Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве» и многие другие.

Следует выделить статьи С.Н. Беляевой-Экземплярской, посвященные исследованиям, связанным с изучением особенностей музыкального переживания в последней работе при изучении музыкального переживания дошкольника исследовалось следующее: общий характер музыкального восприятия ребенка; восприятие мелодической стороны и узнавания темы; восприятие ребенком мажорного, минорного лада, гармонии; характеристика типов музыкальных восприятий и музыкального развития.

Статья посвящена характеристике музыкального переживания ребенка, но, по существу, в ней исследуется вопрос более узкий – особенности музыкального воспитания. Выбор этой более узкой темы правомерен и актуален для того времени. Введение слушания музыки в содержание музыкального воспитания требовало психологического его обоснования.

Вопросы восприятия в основном освещаются со стороны его смыслового, интеллектуального значения. Анализ, сопоставление, различение, запоминание. Словесные реакции на музыку – вот что поле зрения исследователя. Были полечены следующие данные. Первые же эксперименты показали, что дети больше всего обращали внимание на темп, мелодию и ритм, причем контрастные различия легче схватываются, чем сходные. Гармоническое сопровождение для детей безразлично: подавляющее большинство не отметили разницы между мажором, минором и какофонией.

В кандидатской диссертации А.В. Кенеман рассматривает один из видов музыкальной игры как средство воспитания и развития детей. Исследование построение на основе экспериментальной работы с детьми детском саду. На основе ее автор выдвигает следующие важные для изучаемой проблемы положения: музыкальная игра влияет на активность процесса музыкального развития; «творческие задания в игре направлены на развитие у детей музыкальности – эмоционального переживания музыки по содержанию и более тонкого развития музыкального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма»; творческая активность не могла бы возникнуть без руководства педагога; обучение должно быть построено в определенной системе; игры должны варьироваться, чтобы содействовать развитию творческих способностей детей.

Таким образом, мы видим, что в данной работе дано теоретическое обоснование музыкальной деятельности, проанализированное с точки зрения задач музыкального развития ребенка.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Организация дифференцированной самостоятельной работы
В основе организации самостоятельной работы студентов І группы (Н) лежат воспроизводящие работы по образцу(репродуктивная деятельность), необходимые для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закреп ...

Основные принципы и функции воспитательного процесса
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотрен ...

Функциональный базис графо-моторных навыков письма и его нарушения
Графический навык — это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает компл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru