С заданием на запоминание 6 картинок справились дети двух групп. Ошибки в экспериментальной группе характеризовались пропуском или неправильно указанной последовательностью картинок.
Таким образом, большинство учащихся контрольной и экспериментальной групп обладают высоким уровнем выполнения данной методики.
При ответах на вопросы по сюжетной картинке дошкольники с ОНР выполнили задание немного хуже, чем дети контрольной группы. Наблюдались неточности. Но в целом дети с заданием справились. Дошкольники с нормальным речевым развитием не допускали грубых ошибок, ответы были развернутыми.
Таблица №5
Результаты выполнения проб, направленных на изучение зрительной памяти, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
|
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
|
Методика оценки зрительной памяти |
3,9 |
5,9 |
|
6 картинок |
0,3 |
0,8 |
|
Сюжетная картинка |
0,4 |
1 |
|
Итого: |
4,6 |
7,7 |
Данные таблицы №5 показывают, что за выполнение всех тестов данного диагностического блока, экспериментальная группа набрала большее количество штрафных баллов. Максимальные отличия в их количестве наблюдаются при выполнении методики оценки зрительной памяти.
Результаты изучения функциональной базы графо-моторных навыков указывают на то, что, во-первых, у дошкольников с ОНР нарушения компонентов графо-моторных навыков встречается чаще, чем в контрольной группе, и, во-вторых, эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер, чем у ровесников из контрольной группы.
1. Особенности собственно графо-моторного компонента:
* линии неровные, дрожащие или очень слабые или с очень сильным нажимом, разрывы, отсутствие плавности линий;
* несоблюдение строки;
* трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу;
2. Особенности моторной сферы:
* неловкость выполняемых движений, несогласованная деятельность различных групп мышц;
* низкая выносливость к статическим нагрузкам;
* особенности динамической координации при утомлении;
* несовершенная двигательная память.
3. Особенности серийной организации движений:
* недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных действий;
* серия выполняется со сбоями, расширением или сужением программы, с ошибками порядка элементов серии;
* в графической деятельности отмечается нарушение плавности, порядка следования элементов, ошибки по типу уподобления и расподобления, возможны макро- и микрографии, зрительно-пространственные ошибки.
4. Особенности зрительно-пространственного восприятия:
* трудности ориентирования «право» - «лево»;
* трудности расположения элементов рисунка в пространстве на листе бумаги;
* наличие вербально-перцептивных ошибок, свидетельствующих о слабости левополушарных функций;
* недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций в определении положения другого человека и собственного тела, наличие саматотопических и зрительно-пространственных ошибок.
5. Особенности зрительной памяти:
Несовершенная зрительная память: ошибки воспроизведения элементов запоминаемого ряда, нарушение порядка воспроизведения фигур, несоблюдение строки, трудности отсроченного воспроизведения запоминаемых элементов.
Актуально о образовании:
Лингвопсихологический анализ письменной речи
В результате обучения иностранным языкам в средней школе учащиеся должны научиться не только говорить, но и читать и понимать иностранный текст. Чтение на иностранном языке является одной из целей обучения в средней школе. Чтение рассматривается как речевая деятельность, направленная на восприятие ...
Применение интерактивных форм, методов и приёмов на
уроках технологии
Скажи мне - и я забуду; покажи мне и я запомню; дай сделать - и я пойму. Китайская притча В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения: игра как средство интерактивного обучения; личностно-ориентированный подход; проблемно-задачный подход; ИКТ как приём представления матер ...
Предпосылки формирования лексической
стороны речи детей дошкольного возраста
лексика ребенок стертая дизартрия Термин лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык пред ...