С заданием на запоминание 6 картинок справились дети двух групп. Ошибки в экспериментальной группе характеризовались пропуском или неправильно указанной последовательностью картинок.
Таким образом, большинство учащихся контрольной и экспериментальной групп обладают высоким уровнем выполнения данной методики.
При ответах на вопросы по сюжетной картинке дошкольники с ОНР выполнили задание немного хуже, чем дети контрольной группы. Наблюдались неточности. Но в целом дети с заданием справились. Дошкольники с нормальным речевым развитием не допускали грубых ошибок, ответы были развернутыми.
Таблица №5
Результаты выполнения проб, направленных на изучение зрительной памяти, у дошкольников контрольной и экспериментальной групп.
Название теста |
Среднее количество штрафных баллов | |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа | |
Методика оценки зрительной памяти |
3,9 |
5,9 |
6 картинок |
0,3 |
0,8 |
Сюжетная картинка |
0,4 |
1 |
Итого: |
4,6 |
7,7 |
Данные таблицы №5 показывают, что за выполнение всех тестов данного диагностического блока, экспериментальная группа набрала большее количество штрафных баллов. Максимальные отличия в их количестве наблюдаются при выполнении методики оценки зрительной памяти.
Результаты изучения функциональной базы графо-моторных навыков указывают на то, что, во-первых, у дошкольников с ОНР нарушения компонентов графо-моторных навыков встречается чаще, чем в контрольной группе, и, во-вторых, эти нарушения имеют более выраженный и стойкий характер, чем у ровесников из контрольной группы.
1. Особенности собственно графо-моторного компонента:
* линии неровные, дрожащие или очень слабые или с очень сильным нажимом, разрывы, отсутствие плавности линий;
* несоблюдение строки;
* трудности воспроизведения сложных геометрических фигур, несоразмерность заданному образцу;
2. Особенности моторной сферы:
* неловкость выполняемых движений, несогласованная деятельность различных групп мышц;
* низкая выносливость к статическим нагрузкам;
* особенности динамической координации при утомлении;
* несовершенная двигательная память.
3. Особенности серийной организации движений:
* недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных действий;
* серия выполняется со сбоями, расширением или сужением программы, с ошибками порядка элементов серии;
* в графической деятельности отмечается нарушение плавности, порядка следования элементов, ошибки по типу уподобления и расподобления, возможны макро- и микрографии, зрительно-пространственные ошибки.
4. Особенности зрительно-пространственного восприятия:
* трудности ориентирования «право» - «лево»;
* трудности расположения элементов рисунка в пространстве на листе бумаги;
* наличие вербально-перцептивных ошибок, свидетельствующих о слабости левополушарных функций;
* недостаточная сформированность зрительно-пространственных функций в определении положения другого человека и собственного тела, наличие саматотопических и зрительно-пространственных ошибок.
5. Особенности зрительной памяти:
Несовершенная зрительная память: ошибки воспроизведения элементов запоминаемого ряда, нарушение порядка воспроизведения фигур, несоблюдение строки, трудности отсроченного воспроизведения запоминаемых элементов.
Актуально о образовании:
Методические аспекты развития пространственного
мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...
Специфика специализированного технического образования
С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Суще ...
Особенности лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией
В предыдущих главах нашего исследования мы рассмотрели онтогенез лексической системы при нормальном речевом развитии ребенка. Однако под влиянием различные неблагоприятных воздействий, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а так же в первые годы жизни ребенка могут приводить ...