Домашняя учебная работа дополняет деятельность учащихся на уроках, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя.
Домашняя работа учащихся имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Роль этого вида учебной деятельности школьников особенно возрастает в настоящее время, когда в задачу школы входит наряду с вооружением учащихся знаниями основ наук формирование у них потребности к постоянному самообразованию навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности. Выполнение учащимися домашних заданий дополняет учебную работу на уроках, обеспечивает подготовку к изучению нового материала, расширение и углубление уже приобретенных знаний, формирование новых и закрепление имеющихся умений и навыков.
Домашняя учебная работа учащихся организуется с учетом выполнения следующих основных условий:
наличие у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания цели работы. Условие это обеспечивается сочетанием домашних заданий с учебной работой на уроках, постановкой этих заданий в проблемном плане и в связи с жизнью и практикой;
воспитание ответственного отношения учащихся к выполнению домашних заданий путем осуществления педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей школьников.
соблюдение принципа доступности, т. е. посильности предлагаемых учащимся домашних заданий, строгого выполнения установленных норм времени на их выполнение.
Важным средством формирования познавательных интересов к выполнению домашних заданий является разнообразие их видов. Нельзя ограничивать домашние задания механическим повторением материала по учебнику, выполнением большого количества стереотипных задач и упражнений.
Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий проводится учителем на уроке. Заключается она в выработке у учеников навыков самостоятельного решения вопросов, в разъяснении содержания и методики выполнения задания на дом. На уроках используются приемы самостоятельной работы с учебником, справочной литературой, проведения наблюдений и опытов, самопроверки и др., которые необходимы ученику при выполнении домашних заданий. Кроме того, нужно обязательно добиться отчетливого представления учащихся о том, что надо сделать и как следует выполнять задания в домашних условиях.
Самоконтроль учащихся обеспечивает функционирование внутренней обратной связи в процессе обучения, получение учащимися информации о полноте и качестве изучения программного материала, прочности сформированных умений и навыков, возникших трудностях и недостатках.
Практика показывает, что для достижения успехов в обучении и воспитании школьников наряду с другими факторами важную роль играет учет индивидуальных особенностей каждого ученика. А они, как известно, бывают разные: и сильные, и средние, и слабые. Применяемые в настоящее время в процессе обучения различные методы и приемы способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, развивают их способности.
Однако, как показывают наблюдения, в практике преподавания во многих школах еще распространены такие коллективные формы работы учащихся на уроках, при которых учебный процесс рассчитан в основном на среднего ученика, не стимулирует сильных, более способных учащихся работать в полную меру, снижает их активность и самостоятельность. Индивидуализация обучения в преподавании часто сводится лишь к дополнительным занятиям с отстающими учащимися.
В «Педагогике», написанной коллективом преподавателей ЛГПИ имени Герцена, изданной в 1966 году под редакцией Г.И. Щукиной, сказано: «Дифференцированное обучение направлено на то, чтобы постоянно и постепенно поднимать слабых до уровня средних, средних – до уровня сильных, а сильным давать задания повышенной трудности, чтобы их мысль, их волевые усилия постоянно находились в активном состоянии» .
Как же определяется понятие «индивидуальный подход»? В педагогическом словаре сказано: «Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом достигается педагогическое воздействие на каждого ученика, основанное на знаниях черт его личности и условий жизни».
Отсюда ясно, что осуществить индивидуальный подход в обучении нельзя без знаний основ педагогики и психологии, так как при организации учебного процесса необходимо учитывать индивидуальные, возрастные и другие психологические особенности учащихся.
Организация и методика выполнения индивидуальных заданий
Обычно индивидуальные задания даются учащимся как дополнение к общему заданию класса. В зависимости от цели и содержания урока, уровня знаний учащихся они могут выполняться на уроке или дома. При разработке индивидуальных заданий следует учитывать уровень знаний учащихся, их способности, заинтересованность предметом. Так, слабым учащимся можно предложить повторительные упражнения для ликвидации пробела в знаниях. Тем из них, кто не имеет навыка самостоятельной работы, следует помогать, например: сообщать план решения задачи, порядок выполнения лабораторной работы, подготовки доклада и т. п.
Актуально о образовании:
Виды и уровни проблемного обучения
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности: познавательная самостоятельность ученика может быть или очень выс ...
Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов
по величине
Обучение детей дошкольного возраста упорядочиванию предметов по величине имеет очень большое значение, т.к. четкое представление о величинах есть основа многих математических представлений. Сериационный ряд представляет собой последовательный ряд предметов, который обладает общими признаками и общи ...
Описание содержания работы по совершенствованию методических приемов работы
над синонимами на уроках русского языка в аспекте развития коммуникативных умений
младших школьников
Работа над синонимами используется в начальной школе чаще всего в связи с изучением отдельных частей и проводится лишь тогда, когда включается в школьные учебники. Сама тема «имя прилагательное» является очень интересной и благодатной, особенно в плане развития речи учащихся. Целью формирующего экс ...