Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педагога. Особое внимание следует уделять управлению своими эмоциями: противопоказан раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций. Учитель должен заботиться о благоприятной самопрезентации, показать увлеченность предметом, широту эрудиции, силу характера, умение владеть собой, строить взаимоотношения с учащимися на основе взаимодоверия, взаимоуважения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников, на утверждении их достоинств и создании ситуации успеха.
Таким образом, можно сформулировать основные критерии и требования, которым должен соответствовать педагог, организующий развитие творческого потенциала школьников, в том числе 5-9 классов:
ü Доброжелателен и чуток.
ü Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
ü Имеет высокий уровень интеллекта.
ü Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби, широкий круг интересов и умений.
ü Имеет живой и активный характер, обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
ü Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
ü Имеет творческое мировоззрение, обладает жизнестойкостью.
ü Имеет позитивную Я – концепцию.
ü Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
ü Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
ü Эмоциональная стабильность.
ü Коммуникабельность.
ü Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Личность педагога может сыграть решающую роль в мотивации ребёнка к тому или иному виду творчества. Незаметное для самого ребёнка привлечение его к различным видам творческого процесса постепенно развивает личный интерес ученика к изучению того или иного предмета, расширению кругозора и эрудиции. Задача учителя на данном этапе заключается в разработке и применении наиболее продуктивных и целесообразных методик развития творческих навыков и способностей учащихся. Педагог должен видеть и понимать духовный мир, оценивать особенности психоэмоционального мировосприятия каждого ребёнка. В идеале учитель создаёт разработку каждого урока, предусматривая следующие особенности классного коллектива:
1. Разный уровень развития творческих особенностей каждого ребёнка (положительные результаты приносит методика разделения учеников на группы исходя из возможностей их творческого потенциала)
2. Подбор методик и видов занятий в зависимости от основного типа творческого мировосприятия каждой группы (визуально-текстовые, визуально-художественные, моторико-художественные, моторико-технические, актёрские и т.д.)
3. Чередование разных видов деятельности и создание условий мотивации каждого ребёнка в процессе развития творческого потенциала.
Наиболее продуктивным мотиватором любой деятельности школьников является игра, при этом учитель должен внимательно следить за тем, чтобы игровой азарт детей не превращался в губительную для коллективного духа конкуренцию. Организация простой игры на уроке не требует сложной подготовки и затрат: это может быть конкурс кроссвордов, развивающая викторина, выставка тематического рисунка, сочинение или стихотворение на тему, создание рефератов, подготовка устных выступлений, организация диспута и др. особенности проведения такого занятия в рамках урока зависит от самого педагога и степени подготовленности учащихся .
Для выполнения данных задач педагог должен не только владеть различными приёмами работы с учащимися, но и обладать необходимыми психологическими качествами, хорошо разбираться в психологии детей и тщательно изучить особенности развития каждого ребёнка.
Как показывает многолетняя практика, важную роль в мотивации творческой деятельности учащихся играет отметка как форма поощрения за труд и наказания за отказ от выполнения работы. При этом многие известные педагоги (Я.А. Пономарёв, С.А. Пуйман, В.Г. Рындак и др.) придерживаются точки зрения, что в процессе развития творческого потенциала ребёнка необходимо отказаться от системы отметок как способа унификации и тарификации способностей учащихся. Педагог должен быть доброжелателен и дружелюбен по отношению ко всем детям независимо от уровня их успеваемости в школе. Поэтому учитель, применяющий на своём уроке методики развития творческого потенциала, может частично отказаться от системы поощрения отметками в пользу поощрения ребёнка (детей) другими способами: награждение «грамотой» (за лучший ответ, за регулярную подготовку, за самый оригинальный рисунок и т.д.)
Актуально о образовании:
Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых
играх
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о рол ...
Порядок оценивания знаний студентов в рамках кредитно-модульной системы
По канонам Болонского процесса считается нормой начислять студентам кредиты за стажировки и практики, за подготовку к экзаменам. Действительно, это реальная учебная работа, имеющая определённую трудоёмкость; важно как можно более объективно определить её величину. Без сомнения, кредиты должны начис ...
Задачи на совместную работу
При решении этих задач нужно выяснить с учащимися, что возможны два случая: объем выполненной работы известен; объем выполненной работы неизвестен. Первые задачи удобно решать, используя таблицы. Пример. Два токаря вместе изготовили 350 деталей. Первый токарь делал в день 40 деталей и работал 5 дне ...