Установка и внимание в обучении

Новое о образовании » Установка и внимание в обучении

Страница 5

Объем внимания характеризуется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Ребенок имеет объем внимания в 3–4 предмета, взрослые – 5–8. Объем внимания зависит от того, что воспринимается. Если это разрозненные предметы или их элементы, не связанные между собой, то объем внимания ограничен. Предметы, которые можно систематизировать или соединить в единое целое, легче удерживать в поле внимания. Учебный материал должен быть определенным образом структурирован, чтобы учащийся мог удержать на нем внимание.

В связи с ограниченностью объема внимания предметом особой заботы в процессе обучения становится отбор его содержания, установление связей и отношений в изучаемом материале.

Зачастую в процессе обучения внимание приходится распределять между несколькими одновременно воспринимаемыми предметами и объектами, каждый из которых стремится «захватить» сознание обучаемого. Это требует тренировки и развития умения удерживать в сознании «двойные» (а иногда и «тройные», «четверные») задачи.

В результате многократных упражнений у учащихся формируется навык распределения внимания, который можно и далее совершенствовать, выполняя различные по характеру учебные действия одновременно.

Постепенно формируются не только умения распределять внимание, но и способность сознательно и намеренно перемещать его с объекта на объект, с одного элемента решаемой задачи на другой. Это свойство называется переключением внимания.

Сосредоточенность внимания на определенной деятельности или предмете может достичь такой степени, что все другие одновременно воспринимаемые объекты вовсе не будут отражаться или же – очень нечетко. В таких ситуациях происходит концентрация внимания на объекте, предмете, деятельности.

Внимание имеет также временную характеристику, называемую устойчивостью, т.е. способностью сосредоточиваться на одном и том же материале (объекте деятельности) длительное время. Устойчивость, как распределение и переключение внимания, приобретается в процессе совершенствования учебных навыков. Исследованиями установлено, что в младшем школьном возрасте успехи в обучении больше зависят от уровня развития свойств внимания, чем в старшем школьном возрасте, где эта зависимость выражена не столь однозначно и отчетливо. На проявление свойств внимания оказывают также влияние пол, возраст учащихся, специфика учебного предмета, содержание учебного материала, применяемые способы активизации познавательной деятельности, отношение учащихся к учению как собственной деятельности и обучению как к фактору развития личности.

Приобретаемый опыт управления своим вниманием помогает учащимся ориентировать его в нужном направлении по мере необходимости.

Трудно найти учащихся, у которых были бы развиты в одинаковой степени все свойства внимания. Чаще проявляется их взаимозаменяемость и компенсация, когда сильные стороны внимания берут на себя основную исполнительную функцию в учебной деятельности.

Особенности внимания учащихся являются не только результатом развития его видов и свойств. Они детерминируются также основными свойствами нервной системы: слабая нервная система накладывает ограничения на развитие свойств внимания, а сильная, напротив, обеспечивает быстрое их развитие. Однако главным условием развития видов и свойств внимания является познавательная мотивация учебной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Правила управления успехом на уроке
Интерактивные формы и методы обучения способствуют созданию ситуаций успеха, что является мощным стимулом для учащихся. У С. Френе есть такое высказывание "Любой человек стремится к успеху". Даже самый пассивный ребёнок хочет быть успешным. Поэтому условия ситуации успеха необходимо созда ...

Общие методические рекомендации начинающему педагогу по проектированию увлекательных уроков
Если ты молодой педагог и хочешь, чтобы твои уроки были увлекательными, пробуждали познавательный интерес, то необходимо помнить следующие положения и действовать в соответствии с ними: Увлеченность педагога и поиск деятельности, в которой он может полностью реализовать себя, творчески самораскрыть ...

Наблюдения за насекомыми
Фенологическое изучение насекомых проводится параллельно с наблюдениями за растениями, которыми они питаются. Если, например, ведутся наблюдения за яблоневой плодожоркой, то одновременно следят и за сезонным развитием яблони. Некоторые периодические явления, представляющие прямой практический интер ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru