С целью развития лицевых мышц рекомендуется имитация мимических движений с использованием картинок. Вначале детям предлагается рассмотреть картинку. Логопед описывает ситуацию, изображенную на картинке, сопровождая описание мимическими движениями
Развитие артикуляторных движений. Необходимым условием успешности развития артикуляторной моторики является уточнение кинестетических ощущений положения и движения языка, губ, нижней челюсти. При уточнении кинестетических ощущений работа проводится без зеркала. При этом предлагается воспроизвести положение губ, языка по речевой инструкции, после их пассивного перемещения логопедом, а также определить положение артикуляторных органов при произношении арти-куляторно простых звуков, прежде всего гласных.
Умение кинестетически ощущать положение губ отрабатывается первоначально на гласных звуках и-у, так как различение в положении губ при произношении этих звуков зрительно хорошо воспринимается.
Рекомендуемые упражнения:
Произнести звук и перед зеркалом и ответить на вопрос, в каком положении находятся губы при произношении данного звука. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: "Скажите, при произнесении звука и губы растянуты в улыбке или вытянуты трубочкой вперед? ".
Произнести звук у перед зеркалом и ответить, в каком положении находятся губы при произнесении данного звука.
Произнести звуки иу слитно и определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
После самостоятельного произнесения звука и определить, в каком положении находились губы (без использования зеркала).
Произнести звук у, определить положение губ при его произнесении (без использования зеркала).
Произнести последовательно звуки и-у и ответить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед трубочкой.
Произнести звуки у-и и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
Определить звук по беззвучной артикуляции, т. е. по положению губ логопеда.
Определить первый (или последний) звук по беззвучной артикуляции в звукосочетаниях иу, уи.
Подобным же образом отрабатывается различение в положении губ при произнесении гласных звуков и-а, у-о, согласных звуков м (губы сомкнуты), н (губы раскрыты) и др.
В дальнейшем следует перейти к уточнению положения языка при произнесении различных звуков. Кинестетические ощущения положения языка (приподнят или опущен) воспитываются первоначально на резко различающихся по артикуляции звуках: и-д, а-д, и-т. Различие в способе образования звуков (смычка или щель) уточняется на звуках ш-т, ж-д, при этом определяется, прижимается ли кончик языка или не прижимается. Различие узкого и широкого кончика языка можно уточнить на звуках йил. При произнесении звука д язык широкий, при произнесении звука л кончик языка узкий.
Участие голосовых складок при произнесении гласных, сонорных и звонких согласных уточняется вначале с помощью кисти руки, прижатой к вибрирующей гортани. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони или тыльную сторону ладони. Дети довольно быстро учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких согласных.
В дальнейшем участие голосовых складок определяется детьми и без использования тактильных ощущений руки.
Таким образом, если на начальных стадиях выполнения артикуляторных упражнений используется полимодальная афферентация (опора на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), то на последующих стадиях правильность выполнения упражнений основывается преимущественно на кинестетических ощущениях.
Развитие артикуляторной моторики проводится в процессе артикуляторной гимнастики.
При проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы, например, "Сказка про язычок", что обусловлено возрастными и психологическими особенностями дошкольников с ЗПР. Сначала логопед, используя игровой прием, показывает упражнение и описывает его. Затем упражнение выполняется всеми детьми, логопед контролирует выполнение упражнения каждым ребенком.
С теми детьми, у которых упражнение не получается, проводится индивидуальная работа.
Рекомендуемые артикуляторные упражнения на I стадии:
Актуально о образовании:
Элементы III-А группы периодической системы
Алюминий Al (лат. Aluminium, от лат. alumen — квасцы). Аl— элемент III группы 3-го периода периодической системы Д. И. Менделеева, п. н. 13, атомная масса 26,9815, имеет один стабильный изотоп 27Al (100 %). Металлический Аl был получен в 1827г. Вёлером. По содержанию в земной коре (8,8 %) Аl занима ...
Изучение особенностей интеллекта у младших школьников,
воспитывающихся в семье и в условиях учреждений интернатного типа
Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей интеллекта младших школьников. 2. Изучить особенности интеллекта младших школьников, воспитывающихся в усло ...
Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные
произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...